Сайт | Регистрация | Вход | Форум | RSSВторник, 19.03.2024, 06:27

Калейдоскоп

Сайт Бродниковой Елены Анатольевны

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Развитие детей разного возраста » От 3 до 5 лет » От 4 до 5 лет
От 4 до 5 лет
Бродникова_ЕленаДата: Вторник, 14.06.2011, 11:48 | Сообщение # 1
Генералиссимус
Группа: Praetor
Сообщений: 1593
Печеньки: 10
Статус: Offline
Это такой интересный возраст. Ребенок уже достаточно большой, много знает, часто бывает любопытен, если родители не задавили его любопытство либо невниманием, либо слишком большой своей активностью. Речь развита так же хорошо, можно уже общаться на разные темы, именно общаться.
5 лет сенситивный возраст для развития математических навыков, логического мышления, а начинать подобные занятия надо никак не позже 4 лет, ведь мозгу ребенку нужно много информации о том, что это надо, необходимо и именно тогда к 5 годам развитие в этом направлении пойдет легко, так, будто двери и окна открыты.
По многим наблюдениям это и возраст для активного развития мелкой моторики.
Это возраст бурного развития игры, сюжетно-ролевой в первую очередь. Но для этой игры детям нужны сверстники. Ведь только с ними ребенок может устанавливать равные отношения, только другие дети не будут мириться с тем, на что взрослые могут даже не обращать внимание и это помогает ребенку научиться на самом деле считаться с другими, с их мнением, с их желаниями. Ведь не секрет, что сегодня в большинстве семей желания ребенка, его потребности стоят на первом месте.
Кроме того, такие игры позволяют ребенку лучше понять себя, понять отношения в обществе, различные роли, пропустить все это через себя.
Вот что пишет по этому поводу Урунтаева Г.А. "Выполнение роли ставит ребенка перед необходимостью действовать не так, как он хочет, а так, как это предписано ролью, подчиняясь социальным нормам и правилам поведения. Дошкольник встает на позицию другого человека, причем не одного, а разных. В пределах одного сюжета малыш «смотрит» на ситуацию глазами нескольких людей. Сегодня девочка выполняет роль мамы, а завтра - дочки. Она понимает, как важно, чтобы мама заботилась, о своих детях, и как необходимо, чтобы дочка была послушной. Таким образом, перед ребенком открываются не только правила поведения, но и их значение для установления и поддержания положительных взаимоотношений с другими людьми... Соблюдение правил и сознательное отношение к ним ребенка показывает, насколько глубоко он освоил отражаемую в игре сферу социальной действительности. Именно роль придает правилу смысл, наглядно показывает дошкольнику необходимость следования ему и создает возможности контроля за этим процессом. Невыполнение правил приводит к распаду игры. Причем правила успешнее соблюдаются в коллективных играх, поскольку сверстники следят за тем, как партнеры их выполняют".

А.В.Запорожец писал: «Особое значение имеют психические изменения, происходящие в игре... которые заключаются не в переходе отдельных действий из материального в идеальный, умственный план, а в формировании у ребенка на основе внешней игровой деятельности самого этого умственного плана, в развитии способности создавать системы обобщенных, типичных образов окружающих предметов и явлений и затем совершать различные их мысленные преобразования, подобные тем, которые совершались реально с материальными объектами».

В игре на протяжении всего детства формируется использование заместителей. Если ребенку нужна для игры ложка, а ее нет, он приспособит для этого любой подходящий предмет: палочку, карандаш и т.д. Заместители играют ведущую роль в нашей цивилизации, только это мало кто из родителей понимает. Если бы понимали, то вряд ли покупали игрушки, которые по сути вообще не требуют возможности использования заместителей. Ведь сейчас можно купить абсолютно все: все виды игры, посуды, одежду, мебель, транспорт, телефоны и электротехнику, все, что использует в жизни взрослый, есть в игрушечном варианте и ребенку не надо вообще использовать воображение, не надо развиваться: бери и пользуйся. Вот так и воспитывается просто потребитель, а реклама его ведет. У него ведь даже своего воображения нет для того, чтобы понять, что он хочет сам, какие у него потребности. Для настоящего же развития ребенку нужно много многофункциональных предметов, палочек, тряпочек, самых разных предметов, которые постепенно можно накопить и в дальнейшем использовать одно и тоже для самых разных целей.


Дети - зеркало своей семьи
 
Бродникова_ЕленаДата: Вторник, 14.06.2011, 12:01 | Сообщение # 2
Генералиссимус
Группа: Praetor
Сообщений: 1593
Печеньки: 10
Статус: Offline
Но ребенку нужны и другие игры. конструктор, строительные наборы играют в этом возрасте огромную роль. с помощью этих игр формируется пространственное мышление, логика, умение следовать намеченному плану и собственно само планирование своих действий. В таких играх ребенок просто вынужден ориентироваться на реальные законы, а не на то, что он хочет. Ведь как бы он ни хотел, нарушить действие земного притяжения ребенок не может и его постройка просто рухнет. Я столько раз это наблюдала. многие мамы стремятся в этот момент ребенку объяснить, почему так нельзя построить, что он должен делать и как это сделать. Это большая ошибка, дайте возможность экспериментировать, ошибаться и наблюдать последствия своих ошибок, искать правильный путь, понимать, почему так происходит. Да ведь еще мамины объяснения могут ребенком восприниматься вообще парадоксально, т.е. ребенок может считать, что мама и виновата в том, что у него ничего не получается и вместо исследования ребенок начинает испытывать агрессию по отношению к маме.
В подобных играх ребенок может видеть результат, реальный результат своей деятельности. Это ведь для него порой и сложная интеллектуальная задача, значит будет развиваться и способность мыслить, анализировать, синтезировать.

Я давно пришла к убеждению, что с 4 до 5 лет ребенку необходимо научиться читать. Тогда у него будет достаточно времени, чтобы совершенствоваться в этом деле и к школе подойти с уже сформировавшимся навыком чтения. Конечно, для каждого ребенка надо подбирать подходящие методики, исходить из уже сложившихся интересов и предпочтений ребенка. Ну и расширять их, эти интересы, потому что в этом возрасте интересы ребенка еще не достаточно устойчивы и часто слишком ограничены.

Математика, я с нее начала, ею пока и закончу. Это возраст для математики. Другого подобного периода в жизни ребенка не будет, он единственный, во всяком случае на сегодняшнем этапе представлений о развитии ребенка.
Математика не как просто счет: ты можешь досчитать до 100? Отлично, ты у нас великий математик будешь. Нет! можно вообще считать только до 10, но иметь хорошие математические навыки. Логичная речь, умение отвечать на конкретный поставленный вопрос, а не говорить о бабушке или о своей кукле. Пространственное мышление, хорошая ориентация в своем теле и в окружении относительно своего тела. Развитие понятий, понятийного мышления. Чувство гармонии, равновесия, симметрии. Вот может быть основное, что необходимо развивать в этом возрасте или во всяком случае надо создать условия для развития этого.


Дети - зеркало своей семьи
 
Женя-ЖенечкаДата: Вторник, 14.06.2011, 16:35 | Сообщение # 3
Сержант
Группа: Друзья
Сообщений: 25
Печеньки: 0
Статус: Offline
Большое спасибо!
 
Бродникова_ЕленаДата: Вторник, 14.06.2011, 16:38 | Сообщение # 4
Генералиссимус
Группа: Praetor
Сообщений: 1593
Печеньки: 10
Статус: Offline
Женя, давай конкретные вопросы, я ведь так, общими словами написала, но для каждого важно что-то более конкретное

Дети - зеркало своей семьи
 
Женя-ЖенечкаДата: Среда, 15.06.2011, 00:34 | Сообщение # 5
Сержант
Группа: Друзья
Сообщений: 25
Печеньки: 0
Статус: Offline
Хорошо! Я сегодня обдумаю и вечером напишу!

Добавлено (15.06.2011, 00:34)
---------------------------------------------

Quote
5 лет сенситивный возраст для развития математических навыков, логического мышления, а начинать подобные занятия надо никак не позже 4 лет, ведь мозгу ребенку нужно много информации о том, что это надо, необходимо и именно тогда к 5 годам развитие в этом направлении пойдет легко, так, будто двери и окна открыты.

Есть ли смысл придавать этому именно форму занятия? Не в усугубленном варианте. Я весной начала предлагать тетрадку "Игралочка" Петерсон. Дочери нравилось, что она именно занимается. Я предлагала ее обычно во второй половине дня и в общем ни разу не получала отказа. Делали одну-две странички, на энтузиазме. При первых признаках ослаблении внимания все сворачивалось. Цель моя была в том, в сущности, чтобы регулярно минут на 15-20 она могла привыкать к концентрации внимания на поставленной задаче. Плюс открывались какие-то слабые моменты, которые потом рассматривались по ходу следующих дней.
Quote
Логичная речь, умение отвечать на конкретный поставленный вопрос, а не говорить о бабушке или о своей кукле.

Сюда можно отнести загадки? Что вообще по поводу ребусов-загадок можно относительно к этому возрасту сказать?
Quote
Пространственное мышление, хорошая ориентация в своем теле и в окружении относительно своего тела.

Можно немного конкретнее здесь?
Quote
Чувство гармонии, равновесия, симметрии.

И здесь про гармонию и равновесие немного осветить?

Еще хотела уточнить вот какой момент. Читала у вас, что пять лет - возраст грации. Т.е. можно сейчас серьезно озаботиться выбором танцевального кружка? На что обратить внимание при выборе? Может быть какое лучше направление для начала - народные, современные, эстрадные. Может быть музыкальная, театральная или подобные студии?
 
Бродникова_ЕленаДата: Среда, 15.06.2011, 10:56 | Сообщение # 6
Генералиссимус
Группа: Praetor
Сообщений: 1593
Печеньки: 10
Статус: Offline
Развитие математического мышления идет намного эффективнее в различных играх. Тетради использовать можно, но только как вспомогательный материал. Я давно заметила следующую закономерность: ребенок может хорошо делать что-то в тетради, но вынеси подобное задание в реальность и он не знает, что делать. Но если тоже выравнивание отрабатывается в действительности: дай каждому по салфетке, сколько надо положить вилок и так далее, то и здания в тетрадях дети выполняют легко, на самом деле понимая, что и как надо делать.

Загадки вообще-то мало имеют отношения к логике. Скорей к метафоре. Да и где можно найти детей, которые бы на самом деле отгадывали загадки? Загадки чаще есть как четверостишия, которые просто заучиваются. Загадки многие старые дети просто не понимают, они из другой действительности. А вот загадалки ближе, в загадалках описываются некие свойства предмета или явления и по ним ребенку надо отгадать, о чем идет речь.

Ребусы, это интересная вещь, правда они разные бывают.
Говоря о логичности речи я имею в виду понимание ребенок различных логических структур: если - то, сначала - потом, зачем и т.д.

Пространственное мышление. У человека так устроено мышление, что мы измеряем пространство относительно себя. Размеры, расстояния, расположение. Поэтому и важно, чтобы ребенок точно понимал, что впереди, что сзади, сверху, снизу, слева, справа. Как часто я прошу ребенка лет 5-6 показать рукой, что сверху от него или назвать предметы, а он теряется, просто не понимает, чего от него хотят.
А следующий шаг - спросить, что справа не от ребенка, а от меня - от мамы.
Так же в этом направлении полезны иногда такие вот упражнения: положить на стуле (не на столе, а на том, что можно обойти со всех сторон) ряд предметов, штук 5. Находиться надо друг напротив друга. Спрашиваем: что справа от ложки, а что левее ручки и т.д. Затем спрашиваем, а для меня что справа от ручки? Дети часто говорят только со своей позиции, тогда мы ребенка перемещаем на свое место, причем подняв его правую руку, так, чтобы он четко видел, как предметы те, что были слева, вдруг становятся справа.

Для развития пространственного мышления очень хороша игра в План. Вместе с ребенком рисуем схематично план комнаты, выбираем игрушку, которую будем прятать. Ребенок уходит, прячем игрушку и отмечаем на плане крестиком, где спрятали. Затем пусть ребенок прячет и отмечает. Не важно, что будет делать сначала не правильно, даже порой бежать показывать где спрятал игрушку. Со временем поймет. Когда комната будет освоена, можно увеличивать - квартира, двор и т.д.
Холодно-горячо так же очень хорошая игра в данном контексте.


Дети - зеркало своей семьи
 
Бродникова_ЕленаДата: Среда, 15.06.2011, 10:59 | Сообщение # 7
Генералиссимус
Группа: Praetor
Сообщений: 1593
Печеньки: 10
Статус: Offline
Чувство гармонии, равновесия, симметрии на мой взгляд очень связаны. Красиво или нет, равновесно или нет. Это же глобальные законы восприятия. Но они могут нарушаться. Закон золотого сечения.
Но и даже более глубоко, насколько ребенок чувствителен к проблемам, понимает ли нарушение гармонии. Это и в словах и в музыке и в пространстве. Логично или нет так же в этой области лежит. Доказательность, если все это у ребенок не развито, то для него ничто не доказуемо


Дети - зеркало своей семьи
 
Женя-ЖенечкаДата: Среда, 15.06.2011, 14:04 | Сообщение # 8
Сержант
Группа: Друзья
Сообщений: 25
Печеньки: 0
Статус: Offline
Quote
расширять их, эти интересы, потому что в этом возрасте интересы ребенка еще не достаточно устойчивы и часто слишком ограничены.

Т.е. предлагать разные виды интересов, занятий и кружков?
Какой срок взять для того, чтобы ребенок определился точно нравится\не нравится, а не просто сегодня не хочу - не пойдем (при общем положительном настрое)??

И про танцы?
 
Бродникова_ЕленаДата: Среда, 15.06.2011, 14:30 | Сообщение # 9
Генералиссимус
Группа: Praetor
Сообщений: 1593
Печеньки: 10
Статус: Offline
Да, танцы. Я не знаю, какие, на мой взгляд это и не важно. Куда важнее, чтобы нравилось. Если не думать о дальнейшей профессиональной карьере, то танцы не должны быть слишком тяжелы для ребенка, они должны нести радость. Если же там сплошные растяжки, если все это вызывает слезы, то зачем они нужны? И преподаватель. Если унижает, обижает, зачем все это надо?

Интересы, у детей они еще такие узкие. И понять, нравится им или нет очень трудно. им часто не само занятие не нравится, а то, что сопутствует: другие дети, преподаватель, форма, то, что надо трудиться, да и устойчивость еще низкая, целенаправленность еще вся в будущем.
Есть то, что родители считают важным и тут надо действовать просто - мы ходим, потому что это надо и потому что мы ходим. Но есть не важное и порой ребенку достаточно месяца, чтобы составить об этом свое мнение, именно чтобы расширить его представления о мире, о разных сферах жизни.


Дети - зеркало своей семьи
 
Женя-ЖенечкаДата: Среда, 15.06.2011, 16:23 | Сообщение # 10
Сержант
Группа: Друзья
Сообщений: 25
Печеньки: 0
Статус: Offline
Четких ответов не бывает. Я поняла, спасибо smile

Quote
По многим наблюдениям это и возраст для активного развития мелкой моторики.

Тут имеется в виду инициатива и желание самого ребенка в этом возрасте?
Лепка, рисование, аппликации?
 
Бродникова_ЕленаДата: Среда, 15.06.2011, 17:07 | Сообщение # 11
Генералиссимус
Группа: Praetor
Сообщений: 1593
Печеньки: 10
Статус: Offline
Инициатива и желание может быть нулевое. Важно так организовать, чтобы постепенно пальчики развивались. Ведь что еще характерно, чем сложнее что-то дается ребенку, тем с большей неохотой он этим занимается, хотя это может быть жизненно для него важно. А если родители ориентируются на желание ребенка, то данная функция не будет развита и в дальнейшем ребенка ждут огромные трудности, потому что настанет миг, когда его желание вообще не будет иметь роли, но будет необходимо это делать. В этом возрасте начинает развиваться произвольность, постепенно, не сразу. Но к школе она должна быть уже на достаточно высоком уровне. А это значит, что должны быть и такие дела, которые делать надо, хотя и сильно не хочется. Сначала чуть-чуть, потом все больше. Я не представляю такой жизни в нашем обществе, где не надо было бы никогда себя напрягать и делать только то, что хочется. Да и человек отличается от растений и простейших тем, что у него есть внутренний механизм, позволяющий себя преодолевать. Это воля. как бы ни был развит ребенок, если у него с этим проблемы, то ничего из него не выйдет. Можно быть гением и проваляться на диване всю жизнь. чтобы что-то делать, надо себя поднимать и делать.

Четких ответов не может быть. Одному нравятся народные танцы, другой их не переносит. Как тут можно вообще советовать. Надо чтобы нравилось и маме, ведь ей водить. а если она не выносит бальные танцы, но думает, что это будет полезно дочери, то отношение, внутреннее, даже не показываемое, но постоянно прорывающееся будет в большей степени влиять на ребенка и определять его отношение к этой деятельности. Так что результат будет сугубо отрицательным.


Дети - зеркало своей семьи
 
DeychaДата: Воскресенье, 14.08.2011, 05:01 | Сообщение # 12
Лейтенант
Группа: Ищущие
Сообщений: 48
Печеньки: 0
Статус: Offline
Насчет пространственного мышления (может, куда-нибудь перенести?)
Предложила игру с предметами на стуле, Саша (5 лет) почувствовала, что с моей стороны должно быть иначе, подумала и сказала правильно. Но когда я поменяла предметы местами, не смогла назвать даже со своей позиции, а говорила, как в предыдущий раз, что карандаш слева от ложки, хотя я его переложила и он стал справа. Что-то нужно объяснять или просто потренироваться?


профиль врет;)
 
Бродникова_ЕленаДата: Воскресенье, 14.08.2011, 22:39 | Сообщение # 13
Генералиссимус
Группа: Praetor
Сообщений: 1593
Печеньки: 10
Статус: Offline
Да, стоит перенести, я это завтра сделаю. Интересно, почему сначала смогла сказать, а при перестановке нет, она видела ведь переложенные предметы? Объяснять это очень сложно, видеть, делать, самой такие задания маме делать, т.е. ходить по очереди. Сначала три предмета, увеличивать постепенно. Обязательно ходить вокруг стула, чтобы смотреть, как это выглядит со всех сторон.

Дети - зеркало своей семьи
 
Форум » Развитие детей разного возраста » От 3 до 5 лет » От 4 до 5 лет
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:


Copyright © 2010 All Rights Reserved Brodnikova Elena