Сайт | Регистрация | Вход | Форум | RSSПятница, 29.03.2024, 17:49

Калейдоскоп

Сайт Бродниковой Елены Анатольевны

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Обучение чтению, математике и всему необходимому » Чтение » Фонетика
Фонетика
Бродникова_ЕленаДата: Пятница, 04.02.2011, 12:54 | Сообщение # 1
Генералиссимус
Группа: Praetor
Сообщений: 1593
Печеньки: 10
Статус: Offline
Сколько споров, сколько мнений по поводу фонетики. А как часто выясняется, что слово одно, а смысл, который вкладывают - разный.
Фонетика в школе, это фонематический анализ слова, составление схем, написание транскрипции. Надо ли это дошкольникам? На мой взгляд если ребенку 6 лет, то кое с чем его уже можно познакомить, я обычно играю в игру: закодируй слово, берем пуговицы: красные, синие и маленькие зеленые. Ими и пишем слова, можем друг другу задавать, можно расшифровывать по очереди - какое слово загадано. Эти цвета чаще всего и в школе будут использоваться красный для гласных, синий для твердых согласных и зеленый для мягких согласных. Пуговицы - ребенку не надо писать, рисовать, чертить, что порой не очень хорошо получается, и тогда не совсем понятно, что у ребенка больше сил отнимает. Делаем быстро и по три-четыре слова друг другу. А вот схемы в тетрадях дошкольникам совсем не нужны. Хотя в большинстве центров по подготовке к школе это практикуют и в садиках есть. Особенно, когда не известно, по какой программе будет учиться ребенок, что он встретит в школе. А в школе каких только схем сегодня нет.
Интересно, кто помнит, что было у него в школе? Схемы были у всех. И были сразу, они появлялись с первых же страниц, попробуйте найти букварь, по которому вы учились. У меня стоит ,я часто показываю мама, обложку все помнят, а вот содержание нет и думают, что не было ничего подобного. Было, у всех было. Они же были введены где-то в 60-е годы. Для облегчения обучению чтению, а сейчас превратились в самостоятельное, самодостаточное, само для себя направление. И зачем это надо, мало кто может сказать. Нашла вот здесь старый обычный букварь http://savok.name/305-bukvar.html
С какими схемами я сама встречалась
- обычные, прямоугольники поделенные по диагонали красно-синие и красно-зеленые и отдельные квадраты красные, синие и зеленые - по сути это не слоги, а склады, на слоги делили вертикальной чертой. Нормальная схема, дети ее понимают легко, особенно если объяснить нормально.
- кружочки разного цвета, этот вариант похож на мои пуговицы
- в азбуке Бунеева сложные схемы: кружок с ножками и в шляпке, ножки разного цвета, шляпки разной формы и разного цвета. Но обозначение согласных и гласных обычное.
- только квадратики, без прямоугольников, с выделением корня слова.
- схемы слов в виде чашечек - это в букваре Эльконина

Были еще и другие, но не имея книг я сейчас просто не смогу воспроизвести, слишком сложные. Однажды мне принесли букварь, в котором была такая сложная система, что мы с мамой около часа разбирались, самое смешное, что у них сама учительница не понимала до конца сути этих схем, что уж говорить о детях, там мамы готовили детям карточки и их было очень много разных и все сразу. Совершенно невозможно ребенку разобраться. так что это точно уже давно отдельная наука.

Но что есть фонетика с другой стороны - это просто способность слышать отдельные звуки в слове, понимание звуковой стороны слова, осознание этой звуковой стороны. И вот без этого научить ребенка читать любые слова на мой взгляд невозможно. Можно научить читать целыми словами, т.е. ребенок воспринимает каждое слово как отдельную картинку. Есть дети, которые могут спонтанно осознать, что буквы в словах одни и те же, а разные комбинации дают разные слова. к сожалению, в жизни мне такие дети не встречались. Может это и особенность русского языка с его флексиями.
Можно научить воспринимать как отдельные картинки склады и потом комбинировать эти склады, этот путь проходят многие дети и вроде бы фонетика не нужна. Да только путь к осмысленному чтению получается долгий и тернистый, да и в школе потом выскакивают проблемы и одна из самых распространенных - пропуск гласных.
А как часто ребенок правильно называет буквы, а потом произносит что-то другое. Сегодня с таким ярко сталкивалась, буквы Б и О, правильно все озвучил, а говорит - ба и так во многих случаях. Что уж говорить о целых словах. причин для этого может быть много, не только фонематический слух. Это и кратковременная память и нетвердое знание самих букв, проблемы с анализом, незрелость мозга, часто бывают и микропоражения мозга (ММД). не все мы можем сделать, не все в нашей власти, но развитие фонематического слуха именно в нашей власти и мы можем эту причину сложностей легко устранить. Сколько детей у меня начинали читать только после того, как мы буквально несколько раз поиграли в игры по развитию фонематического слуха.


Дети - зеркало своей семьи
 
Форум » Обучение чтению, математике и всему необходимому » Чтение » Фонетика
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:


Copyright © 2010 All Rights Reserved Brodnikova Elena