Мысли о детском саде
|
|
Бродникова_Елена | Дата: Воскресенье, 12.09.2010, 11:57 | Сообщение # 1 |
Генералиссимус
Группа: Praetor
Сообщений: 1593
Печеньки: 10
Статус: Offline
| Детский садик http://kerimaza.livejournal.com/6991.html?view=47183#t47183 kerimaza September 7th, 12:35 Вот опять сентябрь и потянулись наши детки в детские сады. Кто-то с радостью, а кто-то со слезами и истериками. Мой опыт детский посещения садика короткий - всего один год и негативный. Что я помню: как есть заставляли, а не лезло, особенно хлеб, компота всегда не хватало, мне требовалось больше жидкости, а не давали. Как же это было мучительно. И главное - сон. Я уже к тому времени давно днем не спала, а тут надо было лежать и претворяться спящей. Но это было мучительно больно, потому что жутко хотелось в туалет, ведь после обеда же. Но не пускали. Надо было лежать и терпеть. Эдакий садизм взрослых. А еще помню, как мальчика голого с мокрой простыней водили и потом он стоял на стуле - наказание за энурез. Тоже садизм. Есть одно хорошее воспоминание - нас фотографировали. На головы расположили композиции с фруктами, у меня эта фотография до сих пор есть. Только я так и не поняла замысла - зачем эти дурацкие фрукты, они так и норовили упасть. Когда родился сын, я точно знала, никакого садика. Я видела детей во дворе. Такие солнечные, веселые, дивные. И они начинали ходить в садик, примерно через пару, тройку месяцев солнышки выключались. Они уже взрослые, школу закончили, только солнышко выключалось навсегда. И видела других, кто в садик не ходил. А потом пришла в санаторий. Как же мое непосредственное начальство любило нашу советскую систему дошкольного образования, как же ее восхваляло, я столько всего услышала, правда все это было однобоко и никогда не звучали интересы детей. Дети вообще вроде бы и не причем. Система хороша, дети только плохие. Я часто заводила разговор на тему, а что именно хорошее, что полезное? - Режим дня, питание по режиму дня, прогулки по режиму, общение в коллективе, а вот еще - праздники, праздники это вообще самое замечательное достижение нашей дошкольной педагогики. И не важно, что участвуют одни и те же, а остальные просто зрители. Ну и немного про занятия, занятия тоже полезны, они развивают, главное, что они в группе. Общаясь на разных форумах с родителями и воспитателями по поводу садика я постоянно читаю о пользе садика в плане общения. И такое глубочайшее убеждение, что без садика ребенок не вырастет, что не сможет учиться в школе. Но так ли это на самом деле? Разве всегда были садики? А как же человечество жило и двигалось вперед на протяжении тысячелетий? Как же наши прабабушки и прадедушки росли? И ведь выросли. Разговаривая с родителями, я порой видела иррациональную убежденность, что ребенок физически не сможет вырасти без садика, даже если ему там плохо, он постоянно болеет, ничего там не ест, избегает ходить в туалет, все походы сопровождаются истериками и в придачу мама сидит дома. Общение. А нужно ли ребенку общение в таком виде, какое он получает в садике? Какое качество общения он получает? Он общается с детьми, с воспитателем по разным исследованиям он общается до 5 минут в день (имеется в виду общение один на один), итак он целый день общается только с детьми. Но ведь все дети пришли туда потому что не умеют общаться (допустим), они не умеют общаться, потому что маленькие. Они не умеют общаться, потому что их еще никто не научил, ведь общению надо учить. А кто их научит? Если раньше дети учились общаться в разновозрастных дворовых коллективах, обучение общению шло от старших к младшим и так передавалось из поколения в поколение. То теперь дети разного возраста отделены друг от друга и не могут передавать старшие младшим свой опыт. Значит остается надежда на воспитателя, что он организует детей, будет учить их организовывать игру, будет помогать выходить из сложных ситуаций, будет, будет. И много вы видели таких воспитателей? Да и требуется ли это от них? Где? Я не видела, хотя много лет ходила в садики на МО, общалась и с психологами и с воспитателями. А уж сколько родителей! От воспитателя официально требуется ведение документации, правильное составление плана работы, проведение занятий по программе, соблюдение режима дня, чтобы все дети поели, спать легли.... В общем режим дня. А родители ожидают развитие своих детей. Но у воспитателя нет такой задачи, как развитие детей. Противоречие между ожиданием и действительностью. Общение. Взрослые могут ли находится в процессе общения целый день? Наверно нет, хочется помолчать, уединиться, уйти. Но ребенок не может это сделать. Нужно ли общение ребенку 1,5-2 лет? С мамой, папой, бабушкой, дедушкой нужно, просто необходимо. До трех лет, до кризиса трех лет, когда ребенок начинает осознавать свою отдельность от мамы расставание с мамой для него трагично. Даже если внешне все выглядит благополучно. Ребенок находит лазейки - он начинает болеть. много, часто, тяжело. Общение в этом возрасте с другими детьми ребенку нужно, но при условии, что в пределах видимости находится мама или няня или другой близкий взрослый. Тогда ребенок может благополучно общаться. И это общение пойдет ему на пользу. Общение действительно становится необходимым после 3,5 лет. Но тоже ведь не более 3 часов в день. Надо ведь и отдыхать от общения. Это ведь тоже труд для ребенка. То, что дети ужасно устают, наблюдают многие родители.
Дети - зеркало своей семьи
|
|
| |
Бродникова_Елена | Дата: Воскресенье, 12.09.2010, 11:57 | Сообщение # 2 |
Генералиссимус
Группа: Praetor
Сообщений: 1593
Печеньки: 10
Статус: Offline
| Развитие детей. А может ли воспитатель полноценно и гармонично развивать детей. Их много, он один, а порой и нянечки нет. Его этому пожалуй и не учили. Вы где видели, чтобы учили тому, как гармонично развивать детей? Может где уже и учат, только общаясь с воспитателями берет глубокое сомнение в этом. Порой воспитатели не знают элементарных вещей из детской психологии. Вот пример, усадила воспитательница детей 2,5 - 3,5 лет на стульчики, одного поставила в круг и начала винить: "Ты понимаешь, что ты виноват? Я папе расскажу, ему будет стыдно, маме расскажу, ей будет стыдно...." Это продолжалось минут пять. Мальчик гиперактивный, он давно перестал ее слушать. Он в свои 3 года еще не понимает ее сложные логические заключения. У него в 3 года еще нет понятия стыда, ведь если бы она хоть немного знала возрастную психологию, то поняла бы, что моральные нормы формируются к 6 годам. А сейчас с ним надо на другом языке разговаривать и уж точно не в круге. И таких наблюдений у меня сотни, если не больше. Но я отвлеклась, хотела же о развитии детей. Под развитием родители как правило имеют в виду интеллектуальное развитие. В садике занятия проводятся чаще так: дети сидят, им объясняют. Хотя это самый не продуктивный способ даже для детей школьного возраста, а для дошкольников вообще пустое проведение времени. Давно уже доказано, что если дошкольник сидит смирно, то все его внимание уходит на поддержание этой позы, а на восприятие речи вообще не остается места в его сознании. А если мы обратим внимание на его мышление, то вообще станет понятен абсурд подобных занятий. До 3-4 лет у ребенка ведущий тип мышления наглядно-действенный. Он мыслит когда делает. Делая он мыслит. В дальнейшем этот тип мышления никуда не девается, он остается с человеком на всю жизнь и мы пользуемся им, когда необходимо, а у кого-то он остается ведущим на всю жизнь. После 3-4 лет ведущим становится наглядно-образное мышление. ребенок начинает мыслить образами. Вот простой опыт, который поможет определить, на каком этапе находится ребенок. Это может быть любое дело, может быть даже рамки и вкладыши Монтессори, мяч, закатившийся под кровать. Если ребенок сначала делает и потом только смотрит, что у него получается, если он тычет фигурку в отверстие, не обратив внимание на ее форму, берет палку и потом только в процессе видит, что она коротка, ребенок находится на уровне наглядно-действенного мышления. Он делает и это есть процесс его мышления. А если он сначала смотрит, как бы примеряет, а потом выбирает нужную деталь или палку подходящей длины, значит он уже пользуется наглядно-образным мышлением. Но не словами. Ребенку на этом уровне порой совершенно бесполезно объяснять словами. Лучше показать что-то похожее, организовать его деятельность, позволить ему самому исследовать. А ему говорят ,говорят. Родителям даже может казаться ,что проводятся замечательные занятия, только они для галочки. Но самое смешное, если подобные занятия проходят в детских клубах за ваши деньги. Тогда это просто зарабатывание денег на вашем не знании. И это может быть ориентиром для родителей полезности занятий, полезности программы в садике. Ведь сейчас есть такие программы, когда дети не должны сидеть и слушать. Это очень важно. не должны сидеть смирно на стульчиках, когда им читают книгу. Но читать когда они играют тоже невозможно, шум нарастает постепенно, ведь детям очень сложно играть молча. Я читала, когда спать укладывали. А вообще по моему опыту обучение чтению, математике может происходить полноценно, быстро, эффективно только либо индивидуально, либо в очень маленьких группах дошкольников, причем чем младше ребенок, тем меньше группа. Так дети до 3 лет вообще не нуждаются в коллективе для обучения, с ними лучше работать индивидуально. Дети от 3 до 5 хорошо могут обучаться в группах до 5 человек. А после 5 это может быть и 7 - 8 человек. Мне кажется, что даже 10 уже слишком много. Еще остался режим. Но как быть с тем, что у всех разный режим. У всех разные биоритмы. Для взрослых мы это признаем, а для детей нет. режим дня может быть вполне выработан и дома. Но дома бывает так, что захотел есть на полчаса раньше и ешь и ничего страшного в этом нет. А не хочешь еще есть, хотя и пришло время, не насилуешь себя, можешь подождать, когда появится аппетит. Я это все про нас, взрослых. Но не для детей это все. У них все должно быть по часам. причем у всех. И все обязаны есть то, что дают. Не важно, что кто-то просто давится кашей, а кто-то не выносит лук в супе. Ладно, сегодня уже и для младенцев не рекомендуют такой жесткий режим, ведь в один прием ребенок высосал чуть больше молока, в другой меньше и значит может проголодаться быстрее. Но не для детей постарше. Поверьте, это все пережитки, вбитые в головы с тридцатых годов, когда была уничтожена педология, когда все были равны, когда даже мальчики и девочки были одинаковы. и нельзя было говорить о том, что дети могут различаться. Решили все просто - расстреляли, сослали. А в головах это равенство сидит до сих пор, уже и страны той нет, только не осознаваемые вещи живучи. не знаю, убедить кого хочется или просто написать о наболевшем. Только мое мнение такое - садики в том виде, в каком существуют в большинстве своем есть лишь необходимое зло и не надо для себя их рядить в цветные одежки. Да и ребенку проще будет, если он видит, что мама его понимает, но выхода у нее другого нет.
Дети - зеркало своей семьи
|
|
| |
Бродникова_Елена | Дата: Воскресенье, 12.09.2010, 12:05 | Сообщение # 3 |
Генералиссимус
Группа: Praetor
Сообщений: 1593
Печеньки: 10
Статус: Offline
| Обсуждение Ох, согласна целиком и полностью. Только водить все равно приходится, потому что работать надо. Грустно. дак я потому и пишу, что необходимо. Я раньше была категорически против садиков. Но сейчас уже не так против настроена. Я видела кучу детей, для которых садик при всех его недостатках был совершенно необходим. И это далеко не всегда не благополучные семьи. С ними-то как раз все ясно. Приходя в садик ребенок порой впервые ест суп, впервые видит котлету. Это бывало и грустно и смешно одновременно. Представляете ребенка 5 лет, который ни разу не ел котлеты. не умеет есть жидкую пищу. Но вот семья совершенно с виду благополучная, даже в меру богатая по современным меркам, а ребенок почти 6 лет не умеет сам есть, не может сам раздеться, не говоря уже об одевании. Не знает самых элементарных вещах. и ведь не няня виновата, а мама, для мамы он спасение, у мамы страх, что если он будет самостоятельным, то она будет не нужна, ей нечего будет делать в семье. Но и другие ситуации, когда например в семье гиперопека, это тоже ведь негативно сказывается на ребенке и ему будет намного комфортнее в дома Знаете, когда я слышу или читаю, что ребенку в 2 года намного лучше чем в дома, что с радостью бежит, что не может дождаться, когда закончатся выходные, то у меня невольно закрадывается мысль, что семья эта крайне неблагополучна, и такому ребенку действительно лучше быть в садике. Но какой выход? Я думаю, что ситуация со многими государственными садиками так порой плоха, что назрели перемены и они будут, жаль только, что нынешние дети подрастают. Я видела много случаев, когда мамы создавали частные садики, объединялись. Но это тоже не для всех. Кто-то может работать с чужими детьми, а кто-то нет, да ведь и финансовая сторона сегодня не последнее место занимает порой просто выживать приходится. Однажды обратилась женщина с тем, что ребенок никак не хотел идти в садик, я ее спросила, а как она сама ходила. Она ответила, что так же как и сын. А что вы ему говорите - спросила я. Она ответила, что расписывает достоинства садика, что так все так дивно, замечательно, что игрушки и детки и все в радужном свете. Но ведь это была не правда, для нее лично это была не правда. Она не верила в то, что говорит. ребенок же всегда больше верит не словам, а тому что чувствует и он верил тому, что садик - это самое ужасное место, но мама почему-то это скрывает и у ребенка возникает страх, почему мама так сильно хочет отвести его в такое страшное место, наверное, она его не любит и хочет от него избавиться или он в чем-то сильно провинился. Мы с этой мамой разработали другую тактику, она рассказала ему про свое детство, свои чувства в садике и о том, что ее мама была вынуждена ее туда водить, потому что иначе нечего было бы кушать. и самое неожиданное для той мамы было то, что мальчик стал совершенно спокойно ходить в садик. Причем он комментировал - маме было плохо, ей не повезло, а у меня вроде воспитатели хорошие, у меня в садике много игрушек... Вот такая история Именно этот ваш пост (про мальчика и маму) помог мне в своё время выбрать нужную линию в разговорах с Яной. Я тоже не любила садики. вообще. Не любила идти гулять, когда выпинывают всех. Не любила тот же недомашний суп. Как сейчас помню, такое чувство одиночества, хотя кругом куча ребятишек. Только последний год перед школой с нами много рисовали-лепили-плюс я сама читала ребятишкам и отпустило.. так я к чему, дочь точно так же не хочет туда ходить. Поступаю именно как та мама, но добавляю , что ходить всё таки нужно, чтобы у меня была возможность работать Дочь вздыхает, иногда поплакивает, но факт этот принимает целиком и полностью лена, я вот точно так же чувствовала и так рада была , что у меня возможность на 4 часа в день водить Кристиана в садик была...он и сейчас бы устал целый день. моя дочка с удовольствием ходит в сад. Правда не хватает воспитателя - организовать общение, дети все таки еще не очень умеют. Дочка сдружилась с девочкой, та очень умная, хорошая, но повздорили из-за игрушки, так они поругались, о чем и сообщили когда я пришла. Воспитателю просто не до того, Мне удалось все быстро разрулить. Но конечно и мне не видно, что там происходит, а по рассказам дочки, я понимаю, она стала привирать даже немного. Поэтому и не пойму как с ней говорить и все разъяснить. я видела много детей, особенно девочек, которые с удовольствием ходили в садик, но после трех лет. До двух лет это всегда спорное утверждение. а после трех, ближе к четырем дети могут ходить с удовольствием и получать много пользы, особенно, если воспитатели знают свое дело, если ребенок по темпераменту общительный. Дети ведь тоже разные бывают и желание общаться у всех разное. Уровень чувствительности тоже у всех разный, для одного нормально, а для другого все дико орут. До трех лет родителям трудно понять, нравится на самом деле или ребенок не хочет не оправдать ожидания мамы. Но ребенок обычно начинает много болеть, появляются различные проблемы, например тики, которые родители не связывают с садиком и нежеланием туда ходить. ко мне вчера обратилась женщина, у нее ребенок часто болеет и они не знают что делать, так я думаю как раз дело в этом. Как помочь ребенку, если в сад ходить надо? Ко мне столько раз обращались с подобной проблемой, порой в один день таких мам приходило 5-6 и все истории как под копирку. До садика болел обычно, пошли в садик нормально, все было хорошо, потом был праздник (куда-то ездили, был перерыв), потом пошли и начались истерики или заболел или появился тик, гримасничанье, энурез. Заболев однажды ребенок получил все, что у него было отнято, он увидел - вот способ вернуть маму, вернуть себя домой. Я заметила, что как правило эти дети со слов мамы хорошо пошли. Но дальнейшая история показывала, что это так хотелось маме, так она ожидала, может она вообще не видела проблем в том, что ребенок показывал иными способами. а бывает и так, что с рождения сложилось - пока ребенок здоров, мама вроде и не замечает его, а стоит заболеть - она сразу сама забота и любовь. И что остается ребенку? Болеть, болеть. Есть мамы, которые вообще видят ребенка только тогда, когда он болеет. Ей нужен больной ребенок, у нее любовь=жалость, а если он не более, то как она его может любить. Но бывает что у ребенка просто ослабленный иммунитет и мама не провоцирует болезнь ребенка. Сколько рассказано историй, да порой и сами воспитатели не скрывают, что они открывают окна при детях, когда они разгоряченные, чтобы заболели, чтобы меньше было детей в группе. не меняют мокрые колготки, сколько циститов так заработано. Одним словом причин может быть множество, надо разбираться. Ведь поняв причины будет легче их устранить. у нас работает одна воспитательница на полдня. Детей собирает гулять, они хоть и могут сами уже одеться, но некоторые вещи, то ботинки не на ту ногу оденут то что-то еще, а пока всем поможет пройдет время, а дети уже сырые( Хорошо есть выход зимой носить термобелье, оно и влагу впитывает и перегреваться не дает и греет. можно ведь организовать, любой воспитатель знает, какие дети быстро сами одеваются, какие медленно, а кому нужна помощь. А вообще это всегда проблема. начинает привирать, показатель развития воображения, и есть даже исследования, которые показывают, что если человек может врать, у него выше уровень развития, намного больше белого вещества в мозге. понимаю вашу позицию в своем детстве садик не очень любила, большую часть времени там играла одна но вот мой сын как раз садик очень любил, просился туда и страшно переживал, когда болел и не мог туда пойти мне кажется, для него это было что-то вроде детской стаи, которые раньше бывали во дворах в совместных играх с утра и до вечера и которых теперь нет. может быть он уже был готов оторваться от мамы? Мне жалко детей, которые ходят в садик. Хотя я там работаю. Опыт был такой же печальный, как у автора, только "срок заключения" - 1 неделя, больше мама не выдержала моих мучений, и я ей очень благодарна. Нет, я не плакал, не показывала своего протеста ярко и демонстративно. Просто мама видела мои глаза... В нашей группе при выходе из раздевалки, дверь была застекленная, и мама, уходя, видела мой впечатанный нос в это мутное стекло. А напротив - дверь в другую группу, в нее ходила моя любимая двоюродная сестра. Я помню и ее "моську", расплющенную по такому же стеклу. Днями напролет - две мордашки, одна напротив другой, впечатанные в мутное стекло... А теперь о современном. Наш сад считается очень хорошим. Самые хорошие в нем - мутодист и заведующая. И воспитатели, действительно, большинство очень неплохи. НО...ВОТ одна дилемма: очень хорошие зав и мутодист, а вот дети почему-то находятся очень плохие , почти в каждой группе. Как так может быть??? И вообще возможно ли ЭТО? какая-то несовместимость понятий. И вот еще, почему-то вот эти плохие дети, уходя из сада, становятся самыми посушными, хорошими, уными в классе. Абсурд. Это форма протеста у них против садика, что ли? Почва для размышлений.
Дети - зеркало своей семьи
|
|
| |
Бродникова_Елена | Дата: Воскресенье, 12.09.2010, 12:05 | Сообщение # 4 |
Генералиссимус
Группа: Praetor
Сообщений: 1593
Печеньки: 10
Статус: Offline
| Это действительно загадка: такие хорошие программы, а дети тупые - ничего не воспринимают. Замечательные воспитатели, я действительно видела таких, работала с ними, дивные женщины, особенно не на работе, чуткие, внимательные, добрые. И вот эти добрые просто дико орать начинают на детей и искренне не понимают, что они делают нечто не правильное - ведь дети не слышат иначе, не делают ничего, и вообще специально доводят воспитателя, вредные пошли и с каждым годом все хуже, родители их не воспитывают, телевидение, игрушки, одним словом все делает детей с каждым годом хуже и хуже. А знаете, что я еще заметила. Помещения наших садиков!!! Вы не обращали внимание на то, что они светлые, большие, такие правильные с точки зрения дидактики и прочее в этом духе. Только в них ребенок чувствует себя потеряно, ему негде спрятаться, они ведь жутко не уютные. В редких садах делают специальные закуточки, ставят домики. У нас в одной группе такой домик стоял и воспитатели никак не могли понять, почему дети буквально бьются за него, набьется туда целая куча и сидят. Да там им уютнее, безопаснее. Это же в нас древнее сидит, еще пещерное. Вот этими "плохими детьми" почему-то всегда являются личности, в самом деле, могу утверждать, что это Личности, у которых СВОЕ мнение, Свой Взгляд, детки, способные анализировать. Оценивать не только других, но и себя. А вот это плохое поведение - это не причина, это следствие - именно эти дети стали "психотерапевтами" тех воспитателей, которые игнорируют их личности, они очень хорошо просчитывают этих воспитателей. Просчитывают, прогнозируют и программируют. Да, не всегда это программирование на позитив, но на негатив срабатывает железно. Вот еще один вопрос, дилемма: Дети - самые лучшие и тонкие психологи, но почему, когда мы вырастаем из детства, как из кружевной рубашки, - мы перестаем ими быть, хотя это нам как раз очень нужно, и мы можем воспользоваться этим талантом? С позитивным исходом. Менделеев отбирал в свой кружок троечников, когда его вызвали в ректорат, претензии предъявили, так он объяснил свой выбора так, что у троешников сохраняется самостоятельность мышления. Из того кружка много талантливых людей вышло. Так что все не ново. мне кажется, что дети тонкие психологи, потому что у них доминирует правое полушарие, мышление у них интуитивное в больше степени, чем у взрослых. А потом мы научаемся рассуждать, доверять больше слову, чем своим чувствам и своей интуиции и так мы перестаем быть тонкими, чуткими. Меня этот вопрос занимал еще когда мой сын был малышом. Он мог сказать например, что папа поднимается по лестнице или еще только едет в автобусе. Но я не говорила ему, что он сочиняет или это не правда. Я замечала время, а потом узнавали у папы, что так и было. Пока трудно сказать, насколько ему это помогло и на сколько у него развита интуиция, жизнь покажет. Я знаю, что работники детских садов имеют оччень однобокую позицию, определенную позицию...скажем, что в саду - все хорошо, и это просто РАЙ и обязательный образовательный этап для детей. Исключительно полезный для всех. я люблю оценивать вопрос с разных точек зрения, анализировать, соотносить... с такой позицией я постоянно сталкиваюсь. Совершенно зомбированное, не критичное отношение. Без садика ребенок не вырастет, без садика не сможет учиться в школе. Хотя я знаю кучу детей, которые не посещали садик, отлично общаются, отлично и огромным удовольствием учатся в школе. У меня складывается такое ощущение, что сказать что-то против садика это преступление. Несмотря на то, что я работаю в саду, я на стороне детей, как бы это не звучало ... случайно попала на вашу страницу !...и очень рада! очень актуально сейчас,мой сын начал новый год в садике. Я сама ненавидела садик! думаю первые по-настоящему плохие воспоминания. Хочу сказать, что я уехала из России сразу после школы,много лет живу в Израиле. Мой сын пошел в садик в год и 3 мес. Садик частный, на 10 детей -3 воспитателя Ему не очень нравилось. Я решила попробовать другой-он был очень уютный, но реакция сына была прежней! Я часто думала,может быть это из-за меня!? Нельзя сказать,что я отводила сына в садик с удовольствием! очень похожая ситуация-иду и рассказываю,как там хорошо, а сама не верю! Я уже несколько дней думаю о прочитанном, сказать моему сыну, что тоже боялась и не хотела ходить в садик! Не нахожу правильных слов. Да и могу ли я сказать такое трехлетнему ребенку(3.5)? ! Мне мучительна мысль, про "ужасное место, куда мама все равно отводит...."-это мой страшный сон! конечно скажите, можете рассказать про свой садик, даже можете "приукрасить" так, чтобы был резкий контраст с его садиком, чтобы он мог сказать - мой садик хороший, в моем такого никогда не было, бедная мамочка. Найдите слова, ваш ребенок чувствует ваше отношение к садику, ваш внутренний страх и он естественно переносит это на себя. Он ждет, что с ним в садике случится что-то плохое. Вы должны отделить свой страх перед садиком от него, чтобы он понял: мама боится своего садика в детстве, вы можете даже назвать свой садик иначе, чтобы у ребенка не связалось. Например вы можете сказать, что ходили в ДОУ (что за странное, может даже страшное слово ДОУ, это же не его веселый и уютный садик). Может быть вы скажете так: "Сыночек, я вдруг вспомнила, как я ходила в детстве в ДОУ, я же совсем про это забыла (так вы решите проблему, почему раньше не говорили про это), мне так жутко не нравилось..." и далее своими словами Пожалуйста, поделитесь, если решите сказать Елена Анатольевна, а как Вы относитесь к садикам,где смешанные группы? Лука ходит в сад,где работают по принципу открытой группы: т.е в их детсадовской группе около 40 детей (от 3 до 5 лет),после 5 дети переходят в подготовительную к школе группу. Дети с конкретным воспитателем (на каждого примерно 10 детей) только в утреннем кругу представляют собой некую закрытую группу. В течение дня все дети и все воспитатели перемешиваются, дети сами выбирают чем они хотят заниматься в конкретный момент. Помещение разделено на разные зоны: отдыха, движения, там где играют в тихие игры или там,где мастерят. за каждую зону есть ответственный воспитатель. Какие-то проекты есть постоянно и в определенные дни (например, музыкальные занятия или эксурсии по пятницам). Но в целом решает ребенок,что он будет делать. Хотя и воспитатели,конечно,отслеживают и направляют, разнообразят деятельность. Луке в садике нравится, ходит с удовольствием,особенно когда лучший друг приходит,а как его нет- уже не с такой охотой идет,хотя приходишь забирать - не хочет уходить-:) Я в детстве в сад ходила совсем немного, меня оставляли одну дома и я дико завидовала тем,кто ходит в сад. Может быть поэтому и не испытываю неприязни к садикам. Вам в чем-то повезло в детстве. Хотя ведь садики тоже разные бывают. Я слышала от некоторых родителей такую сказку о садике, это их лучшее воспоминание в жизни. Очень многое зависит от людей, от воспитателей. Вы описываете интересный вариант садика, по сути это альтернатива для наших садиков. Примерно такое пытались у нас вводить после 2000 года, я в одном была, там зоны остались. Но у нас столкнулись знаете с чем? Надо много воспитателей, им надо платить, на это не пошли, осталось как было, два воспитателя на группу, а зоны, разве один может быть во всех местах? А кто виноват получился в том, что система не заработала? Вы уже угадали, конечно же воспитатель!!!! Уволить! Ну не уволили, а от системы остались полуразрушенные зоны. Жалко было. Так же и писали и говорили о том, что дети по зонам пройдут и ничего не делают, не интересно им без специально организованного занятия, начинают просто бегать, машинки катать, драться. Про это не интересно для меня всегда была загадка, как же это детям не интересно в песке возиться, с водой, с кучей интересных вещей. А разгадка проста - не трогай, без воспитателя нельзя. У нас же правила, у нас же в головах вбито что можно, что нельзя. А если нельзя в зонах, то что можно? Так все и прошло в большинстве местах, я имею государственных. А в частных наверное используется. Вы главное ориентируйтесь на сына, ему нравится, для него польза, значит хорошо!
Дети - зеркало своей семьи
|
|
| |
yasia | Дата: Четверг, 04.11.2010, 01:25 | Сообщение # 5 |
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 1
Печеньки: 0
Статус: Offline
| а напишите несколько тезисов для воспитателей и руководителей садов может по отдельным темам, чтобы поконкретнее получилось например темы: организация пространства занятия помощь в адаптации деток прогулка мероприятия вот было бы замечательно)))
|
|
| |
Бродникова_Елена | Дата: Четверг, 04.11.2010, 09:04 | Сообщение # 6 |
Генералиссимус
Группа: Praetor
Сообщений: 1593
Печеньки: 10
Статус: Offline
| Какая замечательная идея. Я обязательно это продумаю и напишу, вот как из Киева приеду, ладно.
Дети - зеркало своей семьи
|
|
| |
Vera_Luk | Дата: Четверг, 25.11.2010, 13:23 | Сообщение # 7 |
Рядовой
Группа: Ищущие
Сообщений: 9
Печеньки: 0
Статус: Offline
| Елена Анатольевна, меня вот все еще мучает вопрос о детском саде, понимаю, что пока рано, но все же ... Вы писали, что до 3.5 лет (примерный возраст окончания кризиса 3-х лет) ребенку как таковое общение со сверстниками не нужно, а вот года в 4 уже нужно ... В то же время я услышала - и на семинаре и на форуме в Ваших мыслях - в целом не очень положительное отношение к детским садикам ... Как я понимаю, какой-либо развивающий центр не заменяет собой садик (или я не права?)? То есть, предположим, ребенок не ходит в садик, а, скажем, лет с 3.5 - 4 активно посещает какие-либо занятия - вместо садика. Свой вопрос задаю, чтобы внутренне придти к какому-то решению. Когда у родителей и у мамы в том числе, нет другого выбора - все понятно, нужно искать подходящий садик. А если выбор есть - водить в садик или нет? Пока у меня выбор есть, вопрос с работой остро не стоит. Я сама начала ходит в садик с 5 лет. И опыт был не сразу позитивный: первый садик, в который я начала ходить, мне не понравился вообще и даже, как сейчас помню, просила воспитательницу отвести меня домой, я дорогу покажу! Второй садик мне понравился, правда, я в нем болела порядком - со слов мамы. Было в нем и много тех моментов о которых Вы писали - садиковское питание, которое у меня до сих пор не вызывает положительных эмоций и режимные моменты и т.д. Своему ребенку хочется лучшего, конечно же. Если ребенка не отдавать в садик, то как, с Вашей точки зрения лучше организовать его гармоничное развитие, ведь только дома ребенку будет мало с некоторого возраста, ведь так? И в этой ситуации выход какой - водить на развивающие занятия, частный дет.садик только на несколько часов ...? Может Вы поделитесь своим опытом или своими мыслями на сей счет? Маме самой ведь тоже нужно найти себе дело помимо ребенка, чтобы не было как раз той самой гиперопеки и чтобы ребенка быть в состоянии отпустить, чтобы он развивался ... В этом плане садик предоставляет и маме возможность, точнее, он высвобождает ей время для своих дел ... (хотя один психолог мне говорила, что если мама "сидит дома", то ребенок никогда не будет спокойно уходить в садик, что будет болеть ...) Может вопрос и избитый, но мысли крутятся и никак не могу определится как строить жизнь дальше, в каком направлении двигаться с ребенком ... А вокруг - даже родственники некоторые говорят о необходимости посещения развивающих центров, садика, что это надо ребенку ... Да и вот что касается развивающего центра - скажите, пожалуйста, с Вашей точки зрения, с какого возраста и как часто имеет смысл посещать такие центры, чтобы не перегрузить нервую систему ребенка? Когда-то читала у Лены Даниловой, что до 3 лет лучше не ходить ни на какие групповые занятия, а если и выбираться, то не чаще 2-4 раз в месяц, а лет с 4 можно 2-3 раза в неделю, ну и так далее...
|
|
| |
Бродникова_Елена | Дата: Пятница, 26.11.2010, 11:50 | Сообщение # 8 |
Генералиссимус
Группа: Praetor
Сообщений: 1593
Печеньки: 10
Статус: Offline
| Сколько вопросов и во многом перекликается с предыдущим постом. Общение ребенку с другими детьми до определенного возраста не требуется, а этот возраст несколько отличается у разных детей. Очень часто мама выдает желаемое за действительное, т.е. она желает видеть потребность ребенка в общении, чтобы обосновать свой выбор садика и центров, на самом деле в таком общении нуждается мама и очень часто переносит свое желание на ребенка, переносит свое состояние на ребенка. До кризиса 3 лет ребенок не нуждается в отрыве от мамы, для него это крайне болезненно и чревато последствиями и в ближайшем будущем и в отдаленном. До 3 лет ребенок не отделяет себя от мамы, он ощущает себя с ней единым целым, отрыв более чем на 3 часа формирует в ребенке чувство брошенности со всеми вытекающими. Сам кризис очень неудачное время для того, чтобы пойти в садик - негативизм наложенный на привыкание к совершенно другому стилю общения, подавляющему приносит целый букет проблем. Когда же кризис уляжется, ребенку действительно уже нужно общение с другими детьми, взять хотя бы игры, мама далеко не всегда может даже просто играть, не говоря уже о выстраивании занятий, понимании специфики возраста, того, как и что ребенок может понять. Игра, почему у мамы не получается заменить сверстников, ребенок с мамой не равен. он не может ей сказать то, что может сверстнику, который выходит за рамки игры, а мама это делает постоянно. Вот она зайчик и тут же: Не ломай это. и где игра? Разрушена и пара таких вещей - ребенок уже не будет играть с мамой так, как мог бы. Ему нужны равные ему и очень нужны чуть старшие, чуть более опытные, как бы стоящие на следующей ступени, которые собой показывают путь движения. Двор - когда-то он был просто замечательным местом для развития игры. Садик, если в нем предусмотрено свободное время, в чем-то компенсирует. Центр нет. В центрах у детей совершенно нет времени, возможности для выстраивания своих отношений, нет времени для своей игры. Родители приводя в центр ожидают занятий, ожидают вложенных в ребенка знаний. Вряд ли кто поведет просто для игры. Такой центр просто очень быстро разорится. Я знаю опыты такого плана, они долго не продержались. Родителям нужны очень конкретные результаты. Альтернатива - организовать у себя дома или найти центр временного пребывания. Но в них часто нет коллектива, дети постоянно разные. Если же постоянные, нет цели в конкретных занятиях, то такой центр может быть альтернативой садику. Время для детей 4 лет пребывания должно быть до 4 часов. В таком центре дети могли бы рисовать, лепить, т.е. заниматься детским творчеством без особой нагрузки и высоких целей и играть. игры должны быть как организованные, так и свободные в малых подгруппах. Организованные игры детям нужны для очень многих целей, в них дети учатся взаимодействовать под руководством педагога. Ведь они это не умеют делать сами. Отношение мое в целом к тем садикам, которые у нас есть не может быть положительным. В последнем тренинге Шлахтера по этому поводу здорово написано. Вы думаете, что воспитатель это успешная, красивая, умная женщина? Она подъезжает к садику на мерседесе? У нее все отлично в личной жизни? Она пришла сюда по призванию? Она получает достойную зарплату, а в отпуск летает в разных страны? Она развивается, читает разные книги, посещает тренинги? Можно продолжить. Ответ как правило будет на все нет. Кто идет в садик, по какой причине, как быстро происходит эмоциональное выгорание. Даже одного последнего хватит для того, чтобы понять, что для развития детей это самое ужасное место. Эмоциональное выгорание наступает очень быстро, часто через 3 года после начала работы. Как только воспитатель стала думать, что ей за работу платят слишком мало, все, у нее уже оно случилось. А это и цинизм и очень много неприятных вещей. Это уже по сути эмоциональная запредельная усталость. Да добавить часто отсутствие нанечки, необходимость работать в две смены. Одну-то еле выдерживаешь. Но тут ты просто перестаешь слышать детей, мозг сам отключается. Я видела много разных воспитателей и слышала, как они утверждали, что я не права, что они все видят, что у них нечто такое вырабатывается и очень много в этом духе. А потом я видела их на группе. Человек очень склонен придумывать про себя все, что угодно, лишь бы не знать о себе правды. Есть еще моменты. В садиках очень много инфекции, косметический ремонт не спасает. По этому поводу уже давно мне попадалось исследование, сейчас не вспомню, где это было. Здание садика. Здесь тоже кроется одна ловушка. Суть человека, его прошлое. Мы все вышли из нашего прошлого. Мы скрывались в пещерах, строили землянки, нам надо было укрыться так, чтобы спина была защищена, чтобы видеть выход, чтобы помещение было не слишком большим. Наши большие светлые, часто очень неуютные садики противоречат природе человека. Особенно ребенка. Все мамы замечали, что дети любят забиться в маленькие помещеньица, домики, шкафы, под стол, за диван... А если сделать домик, то это будет любимым местом. В одной группе у нас стоит домик пластмассовый. Это место самое любимое детьми, они буквально бьются за него. Это надо учитывать, особенно в момент адаптации. Помещение должно быть мобильным, в нем должны быть разные зоны, может быть даже, чтобы дети могли сооружать себе укрытия, домики, шалашики. Ребенок в большом помещении теряется, чувствует себя беззащитным, маленьким, слабым, уязвимым.
Дети - зеркало своей семьи
|
|
| |
Бродникова_Елена | Дата: Пятница, 26.11.2010, 13:09 | Сообщение # 9 |
Генералиссимус
Группа: Praetor
Сообщений: 1593
Печеньки: 10
Статус: Offline
| и в тоже время для очень многих детей садик буквально как лекарство, спасение. Это самые разные дети. С одной стороны те, у кого дома и каши не бывает, а кормят всякой дрянью, гулять не ходят. И это далеко не всегда не благополучные семьи. Разные бывают взгляды на детей и их потребности. Это важно для детей, которым дома ни к чему нельзя прикоснуться - не тронь, сломаешь, поцарапаешь... Я про таких родителей всегда думаю, что им и кукла в тягость, ведь с нее пыль надо стирать, а нечто виртуальное в самый раз. Детям с гиперопекой тоже хорошо, ведь наконец он может делать что хочет или вообще ничего не делать и быть свободным даже в этих условиях. Разные бывают ситуации. Если же ребенок вообще не ходит в садик, а таких детей у нас очень много, это и болезни, и есть даже категория детей - не садиковые и просто нет места в садике, то надо конечно сегодня подумать, а что ребенку необходимо. Мы не будем говорить о том, что было раньше. Раньше и в школу шли не зная ни одной буквы и не умея даже считать. Сейчас многое изменилось и требование к человеку тоже. Я все больше вижу расслоение: есть дети очень умные, они легко учатся, им нравится получат новые знания, но есть и другие, для которых даже компьютер как китайская грамота и таких очень много. Мы выберем для себя первый вариант, ведь это же так естественно, когда родители хотят, чтобы им детям было легче учиться, чтобы они были умные. Что же тогда надо делать. Ребенок в садик не ходит, значит надо заниматься. Есть два пути: ходить в центры и самим заниматься, играть. Ходить в центры с 8 месяцев или года - это не имеет отношение к развитию, это скорее зарабатывание денег на беспокойстве и озабоченности родителей. Если же центр такого раннего развития направлен больше на обучение мамы, то польза будет. Но безусловно, необходимо, чтобы занятия учитывали возрастные особенности детей. Пару лет назад слышу такой разговор двух мамочек, идущих из детского центра и обсуждающих, как замечательно учат математике, детки уже научились писать две цифры, я обратила внимание на детей, им было по 2 года. Вот типичный пример того, что не надо делать. Значит если подбираем центр, то думаем о том, кто там учит и чему и кого (маму или ребенка). Если же сами, то и это выход, причем он может принести большие результаты с минимальными денежными и временными затратами (дорога, время в самом центре, сборы). Что делать, на эту тему тоже столько написано. Я вот решила все это по возможности обобщить, но это очень большая работа, ее за пару месяцев не сделаешь.
Дети - зеркало своей семьи
|
|
| |
Vera_Luk | Дата: Пятница, 26.11.2010, 14:01 | Сообщение # 10 |
Рядовой
Группа: Ищущие
Сообщений: 9
Печеньки: 0
Статус: Offline
| Елена Анатольевна, спасибо большое! Очень интересно! Дело в том, что я, почитав отзывы мамочек на форумах и различные посты, посвященные теме дет.садика, поняла, что полагаться на дет. садик (как центр, где и ребенок будет развиваться гармонично и полноценно подготовят ребенка к школе и т.д.) бессмыссленно и глупо. Да, к тому же хочется самой участвовать в жизни ребенка, пока я могу это делать. Правда, частенько закрадываются в голову мысли, что я много чего не успеваю и сама узнать и ребенку дать, вот и, как следствие, начинаю задумываться, а может правы те, кто водит детей в развив.центры, затем благополучно отдают в садик, где "всему научат и подготовят к школе". Одним словом мысли эти следствие моей неуверенности в своих силах... Как я уже и писала, по большому счету отдавать в садик я не хотела бы, и, выходит, лет до 3.5 можно просто дома заниматься с ребенком, а в 3.5 - 4 года нужно будет озаботиться всерьез неким центром временного пребывания ребенка, о котором Вы писали, где часа по 4 в день ребенок может пребывать, играть, общаться - так ведь? Елена Анатольевна, а когда Вы примерно планируете занятся таким обобщением - того, что нужно делать дома? Это будет в разделе "У нас уже есть ребенок" (который Вы начали в том числе в помощь своей племяннице)?
|
|
| |
Бродникова_Елена | Дата: Пятница, 26.11.2010, 16:13 | Сообщение # 11 |
Генералиссимус
Группа: Praetor
Сообщений: 1593
Печеньки: 10
Статус: Offline
| Время, проблема со временем, такой цейтнот. Чтобы не метаться, не мучить себя и ребенка, надо понять глобальные вещи, а одна из самых глобальный - у каждого ребенка есть своя программа развития, каждому ребенку дано что-то свое, каждый ребенок как семя. Программа либо реализуется и тогда ребенок как минимум став взрослым занят своим делом, получает от этого удовлетворение, а может и больше, может он талантлив и даже может быть счастливым. Программа может ломаться нашими неумелыми действиями, так часто происходит в садиках. А об умелых действиях в наших садиках говорить не приходится, поскольку воспитатели часто даже не помнят о такой вещи, как ведущий тип мышления и скатываются на бытовые типы общения, более привычные женщине, это объяснять словами логически. Это присуще женщинам. И это беда для детей. Поскольку у дошкольников этого типа мышления просто нет. А мама это слышит, для нее это ее язык, ей понятный и она жутко довольная, потому что это ей близко и понятно и она уверена, что это обязательно принесет пользу ребенку. Да не принесет по определению, поскольку с таким же рвением с ребенком можно говорить и на китайском или вообще на языке инопланетян. ОДному ребенку даны музыкальные способности, другому математические, третий одарен в социальном плане... Делая из математика футболиста в силу своих неосуществленных желаний, а именно это делают практически все родители, мы ломаем внутреннюю природу ребенка, логику его развития. Каждый ребенок как семя. Надо помочь ему вырасти, надо его укрепить и надо верить в то, что он растет, не дергать, не рвать тонюсенькие корешки. А мы тянем, а мы проверяем, может что выросло. Так вот и выходит, что ребенку дано часто многое, но наши неумелые действия разрушают все это и мы пытаемся вырастить нечто иное, может быть себе подобное, может быть по нашим представлениям о хорошем и правильном. Какая мама может смело сказать о ребенке 3 лет, к чему у него склонности? Чем он любит заниматься? Я два года проводила анкетирование и там был вопрос - любимые игры и игрушки ребенка. Подавляющее большинство мам не смогли на него ответить, что говорить о таком вопросе, как - что может успокоить ребенка, что его сердит. Как часто при общении с мамой складывается впечатление о ребенке определенного типа, например худого, очень шустрого, а видишь нечто противоположное, например полного и медлительного. Что видит мама? Очень часто то, что хочет или чего не хочет. Она может сильно преувеличивать то, с чем борется в себе или может быть с чем боролись в ней ее родители? Но можно постараться взглянуть на ребенка как бы со стороны, настроиться сначала на чистый взгляд, посмотреть, а что же на самом деле любит ребенок? К чему у него склонности? Только тогда можно понять, чем же надо заниматься. Есть и общий подход. Что нам надо развивать, какие глобальные направления, если речь идет о ребенке 2, 3, 4 лет? Это физическое развитие, творческое и развитие мышления, интеллекта. Если по каждому направлению выбрать по одному занятию, то этого будет вполне достаточно для ребенка этого возраста. Как часто с ребенком ходят в бассейн, в секцию дзюдо, детской йоги, ездят на лошадях и ходят на рисование. Много всего, что связано с движением, спортом и ничего нет связанного с мышлением. но можно одно из направлений взять на себя. Вряд ли получится дома плавать как в бассейне, но вот заниматься, играть развивая мышление вполне может любая мама. Здорово, если мама еще и любит рисовать, лепить. Только необходимо помнить, что для детей этого возраста важен не результат, а процесс. Не надо рисунок в рамку и на стену, это только процесс. Если что получится хорошо, тогда можно и оставить. Но как часто детей натаскивают на результат, я это видела слишком часто. И у детей страх - у меня не получится вместо того, чтобы просто получать удовольствие от процесса. Центр временного пребывания тоже надо выбирать, может быть он будет полезен, а может и нет. Зависит не только от ребенка, а от тех, кто там работает. Все же для дошкольника важнее человек, который с ним занимается.
Дети - зеркало своей семьи
|
|
| |
Vera_Luk | Дата: Понедельник, 29.11.2010, 12:41 | Сообщение # 12 |
Рядовой
Группа: Ищущие
Сообщений: 9
Печеньки: 0
Статус: Offline
| Елена Анатольевна, спасибо Вам огромное за столь подробный ответ! Каждый раз читая Ваши посты думаю о том, что не хочется, чтобы текст кончался ! Очень интересно! Буду думать и делать!
|
|
| |