Вы можете в разных местах прочитать о развитии памяти, внимания, но редко где встретите рекомендации о развитии восприятия. А ведь у детей могут быть проблемы самые базовые, вам кажется, что он не внимателен, что у него плохая память, а он не правильно воспринимает увиденное и услышанное. И если не решить эту проблему, то бесполезно будет развивать его память, мышление, проблема не решится. Вот что вы можете прочитать о восприятии в википедии:
Восприятие (перцепция, от лат. perceptio) — познавательный процесс, формирующий субъективную картину мира. Это психический процесс, заключающийся в отражении предмета или явления в целом при его непосредственном воздействии на рецепторные поверхности органов чувств. Восприятие — одна из биологических психических функций, определяющих сложный процесс приёма и преобразования информации, получаемой при помощи органов чувств, формирующих субъективный целостный образ объекта, воздействующего на анализаторы через совокупность ощущений, инициируемых данным объектом. Как форма чувственного отражения предмета, восприятие включает обнаружение объекта как целого, различение отдельных признаков в объекте, выделение в нём информативного содержания, адекватного цели действия, формирование чувственного образа.
Восприятие — нечто значительно большее, нежели передача нервной системой нейронных импульсов в определенные участки мозга. Восприятие также предполагает осознание субъектом самого факта стимулирования и определенные представления о нем, а чтобы это произошло, сначала необходимо ощутить «ввод» сенсорной информации, т. е. испытать ощущение. Иными словами, восприятие есть процесс осмысления стимуляции сенсорных рецепторов. Есть основания взглянуть на восприятие как на задачу, которая заключается в сосредоточении на сенсорном сигнале, анализе и интерпретации для создания осмысленного представления об окружающем мире.
Принципы и формы восприятия:
Фигура — фон — восприятие выделяет фигуру из фона.
Константность — объекты длительное время воспринимаются одинаково.
Группировка — однообразные стимулы группируются в структуры.
Принципы группировки:
Близость — расположенное рядом воспринимается вместе.
Подобие — схожее по каким-то признакам воспринимается вместе.
Замкнутость — человек склонен заполнять пробелы в фигуре.
Целостность — человек склонен видеть непрерывные формы, а не сложные комбинации.
Смежность — близкое во времени и пространстве воспринимается как одно.
Общая зона — стимулы, выявленные в одной зоне воспринимаются как группа.
Но все это не дано нам от рождения, а складывается под воздействием жизненного опыта, ведь восприятие опирается не только на сигналы от наших органов чувств, но и на нашу память и мышление.
Ребенок должен отобразить целое как совокупность его частей, выделить главные признаки среди второстепенных, сопоставить их с той категорией предметов и явлений, которая ему известна, отвлечь эти существенные признаки от второстепенных индивидуальных особенностей именно этого предмета. Вот какая сложная мыслительная работа необходима, чтобы воспринять даже самый простой объект! Если ребенок уже сталкивался с подобным объектом, то он четко воспринимает и понимает, что перед ним, а если никогда не встречался, то воспринимает смутно, не четко и не понимает, что это такое. Вы можете понять это на простом примере, представьте или проведите эксперимент, что вы идете по улице и навстречу вам идет знакомый человек, вы видите его лицо отчетливо, но посмотрите на других людей на таком же расстоянии - их лица вы видите не четко, смутно, просто порой пятна вместо лиц.
Восприятие маленьких детей отличается синкретизмом - видя новый объект, они выхватывают одну, бросающуюся в глаза деталь и по ней судят об объекте в целом, причем это может быть любая деталь, порой далеко не самая важная. Так же дети склонны связывать между собой любые, рядом расположенные вещи. Для ребенка сходными могут быть совершенно разные предметы только потому, что вы их положили рядом.
Слитность, не расчлененность восприятия так же характерна для детей. Вы легко можете убедиться в этом на просто примере. Положите перед ребенком в два ряда однородные предметы, пуговицы, палочки, раковины. Возьмите одинаковое количество предметов, но один ряд растяните, так, чтобы он занимал больше места и спросите ребенка, где предметов больше. Если у ребенка еще не сформировано расчлененное мышление, то он уверенно скажет, больше там, где шире лежат предметы. Сожмите их и ребенок скажет, что их меньше. Даже умеющий считать ребенок, но на стадии нерасчлененности восприятия будет думать так. Ведь для него ряд это единое, целое, а не собрание отдельных предметов.
На протяжении дошкольного детства ребенка необходимо учить видеть, слышать, воспринимать, анализировать увиденное и услышанное, понимать то, что он видит и слышит. И порой для этого не нужно проводить специальные занятия, достаточно общаться с ребенком. Обсуждать увиденное и услышанное.
Но есть и разные игры, занятия, помогающие развитию восприятия ребенка.