Сайт | Регистрация | Вход | Форум | RSSЧетверг, 28.03.2024, 19:20

Калейдоскоп

Сайт Бродниковой Елены Анатольевны

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Обучение чтению, математике и всему необходимому » Познавательные способности » Восприятие
Восприятие
Бродникова_ЕленаДата: Пятница, 18.02.2011, 15:43 | Сообщение # 1
Генералиссимус
Группа: Praetor
Сообщений: 1593
Печеньки: 10
Статус: Offline
Вы можете в разных местах прочитать о развитии памяти, внимания, но редко где встретите рекомендации о развитии восприятия. А ведь у детей могут быть проблемы самые базовые, вам кажется, что он не внимателен, что у него плохая память, а он не правильно воспринимает увиденное и услышанное. И если не решить эту проблему, то бесполезно будет развивать его память, мышление, проблема не решится.

Вот что вы можете прочитать о восприятии в википедии:
Восприятие (перцепция, от лат. perceptio) — познавательный процесс, формирующий субъективную картину мира. Это психический процесс, заключающийся в отражении предмета или явления в целом при его непосредственном воздействии на рецепторные поверхности органов чувств. Восприятие — одна из биологических психических функций, определяющих сложный процесс приёма и преобразования информации, получаемой при помощи органов чувств, формирующих субъективный целостный образ объекта, воздействующего на анализаторы через совокупность ощущений, инициируемых данным объектом. Как форма чувственного отражения предмета, восприятие включает обнаружение объекта как целого, различение отдельных признаков в объекте, выделение в нём информативного содержания, адекватного цели действия, формирование чувственного образа.

Восприятие — нечто значительно большее, нежели передача нервной системой нейронных импульсов в определенные участки мозга. Восприятие также предполагает осознание субъектом самого факта стимулирования и определенные представления о нем, а чтобы это произошло, сначала необходимо ощутить «ввод» сенсорной информации, т. е. испытать ощущение. Иными словами, восприятие есть процесс осмысления стимуляции сенсорных рецепторов. Есть основания взглянуть на восприятие как на задачу, которая заключается в сосредоточении на сенсорном сигнале, анализе и интерпретации для создания осмысленного представления об окружающем мире.

Принципы и формы восприятия:
Фигура — фон — восприятие выделяет фигуру из фона.
Константность — объекты длительное время воспринимаются одинаково.
Группировка — однообразные стимулы группируются в структуры.
Принципы группировки:
Близость — расположенное рядом воспринимается вместе.
Подобие — схожее по каким-то признакам воспринимается вместе.
Замкнутость — человек склонен заполнять пробелы в фигуре.
Целостность — человек склонен видеть непрерывные формы, а не сложные комбинации.
Смежность — близкое во времени и пространстве воспринимается как одно.
Общая зона — стимулы, выявленные в одной зоне воспринимаются как группа.

Но все это не дано нам от рождения, а складывается под воздействием жизненного опыта, ведь восприятие опирается не только на сигналы от наших органов чувств, но и на нашу память и мышление.
Ребенок должен отобразить целое как совокупность его частей, выделить главные признаки среди второстепенных, сопоставить их с той категорией предметов и явлений, которая ему известна, отвлечь эти существенные признаки от второстепенных индивидуальных особенностей именно этого предмета. Вот какая сложная мыслительная работа необходима, чтобы воспринять даже самый простой объект! Если ребенок уже сталкивался с подобным объектом, то он четко воспринимает и понимает, что перед ним, а если никогда не встречался, то воспринимает смутно, не четко и не понимает, что это такое. Вы можете понять это на простом примере, представьте или проведите эксперимент, что вы идете по улице и навстречу вам идет знакомый человек, вы видите его лицо отчетливо, но посмотрите на других людей на таком же расстоянии - их лица вы видите не четко, смутно, просто порой пятна вместо лиц.

Восприятие маленьких детей отличается синкретизмом - видя новый объект, они выхватывают одну, бросающуюся в глаза деталь и по ней судят об объекте в целом, причем это может быть любая деталь, порой далеко не самая важная. Так же дети склонны связывать между собой любые, рядом расположенные вещи. Для ребенка сходными могут быть совершенно разные предметы только потому, что вы их положили рядом.

Слитность, не расчлененность восприятия так же характерна для детей. Вы легко можете убедиться в этом на просто примере. Положите перед ребенком в два ряда однородные предметы, пуговицы, палочки, раковины. Возьмите одинаковое количество предметов, но один ряд растяните, так, чтобы он занимал больше места и спросите ребенка, где предметов больше. Если у ребенка еще не сформировано расчлененное мышление, то он уверенно скажет, больше там, где шире лежат предметы. Сожмите их и ребенок скажет, что их меньше. Даже умеющий считать ребенок, но на стадии нерасчлененности восприятия будет думать так. Ведь для него ряд это единое, целое, а не собрание отдельных предметов.

На протяжении дошкольного детства ребенка необходимо учить видеть, слышать, воспринимать, анализировать увиденное и услышанное, понимать то, что он видит и слышит. И порой для этого не нужно проводить специальные занятия, достаточно общаться с ребенком. Обсуждать увиденное и услышанное.
Но есть и разные игры, занятия, помогающие развитию восприятия ребенка.


Дети - зеркало своей семьи
 
LikaДата: Вторник, 29.03.2011, 01:04 | Сообщение # 2
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 15
Печеньки: 0
Статус: Offline
Спасибо.
Про игры, это интересно. Напишите?
 
Бродникова_ЕленаДата: Вторник, 29.03.2011, 20:02 | Сообщение # 3
Генералиссимус
Группа: Praetor
Сообщений: 1593
Печеньки: 10
Статус: Offline
Из того, что я уже написала, видно, что восприятие очень трудно отделить от внимания, мышления. Да ведь и деление всегда условно, для того, чтобы лучше понимать, о чем идет речь. Поэтому и игры чаще всего имеют широкую направленность.

Но говоря о восприятии, мне сразу вспомнилась игра в переодевание. Нужен ворох одежды, переодеваться можно по очереди. Допустим, сначала один ведущий, который надевает на себя какие-то вещи, все разглядывают. потом он уходит и что-то меняет, надо угадать, что поменялось. Это очень забавная и веселая игра. Она похожа на задание по картинкам - что изменилось, найти 10 отличий и так далее.

Для развития восприятия формы очень хорошо подходят "Рамки и вкладыши Мотессори". Следующим этапом может быть использование блоков Дьенеша, различные игры с ними.

Развитие восприятия происходит при самых разных видах детского творчества: лепка, рисование, аппликация и др.
Мозаика и различные игры с мозаикой, например выкладывание симметричных узоров так же способствуют развитию восприятия.
"Волшебный мешочек" - замечательное средство для развития восприятия.

Эти занятия и игры постепенно формируют эталоны формы, цвета.

Специальное упражнение на восприятие - это разглядывание зашумленных картинок. Это картинки, имеющие только контуры, могут быть наложены друг на друга или перечеркнуты.
Разрезные картинки - одно из самых эффективных средств развития восприятия. Но не пазлы, многие сегодня говорят - зачем давать разрезные картинки, ребенок собирает пазлы. Они мне тоже нравятся, только как правило для ребенка это разные вещи.
Важно соблюдать последовательность, начиная с простого. Для малыша это должна быть обязательно прямоугольная картинка, разрезанная пополам. Изображение должно быть четкое, понятное. Хорошо бы спросить ребенка перед тем, как он начнет собирать - что получится, если соединить правильно детали. Из журналов можно навырезать кучу таких картинок. Затем разрезать надо на 3 части. Потом на 4 и затем на 4 части по диагонали. И дальше можно увеличивать количество деталей. А следующий шаг должен состоять в том, что исходная картинка не прямоугольная, а в виде овала или круга. У меня для этих целей есть тарелочки, которые разбились и их надо собрать. Я сама их рисовала, на них узор, который может помочь ребенку собрать правильно тарелочку.

Лабиринты. Они хороши и для развития внимания и для восприятия. Так же должны быть сначала простые, усложняться должны постепенно. Сегодня столько можно скачать в инете. Но детям порой сложно понять суть. Я для этого купила игру, в которой можно выкладывать лабиринт и ребенку понятно, где стенки, а где проход. Он и сам может выкладывать. Еще один прием, помогающий понять суть - взять шерстяные нитки двух цветов и из них выложить лабиринт. Так дети легче понимают наложение линий, по какой надо идти и почему нельзя переходить с одной дорожки на другую.

Игры, занятия с кляксами, с пятнами с одной стороны вроде бы развитие воображения, но с другой - это отличное средство для развития восприятия - умение достроить образ, дорисовать, допонять.

Я не писала пока про слуховое восприятие, а ведь его тоже можно развивать. Оно неразрывно связано со слуховой памятью. Так игра в угадай, что звучало, ее все наверное уже знают. Надо подобрать различные звучащие предметы, инструменты. Сначала все рассмотреть, послушать, какие звуки издает, а потом ребенок отворачивается, что-то звучит и ребенку надо угадать.

Где звук, эта игра направлена далеко не только на развитие слухового восприятия, она имеет глубокие нейрофизиологические корни, очень полезная вещь. Ребенок сидит закрыв глаза, звучит колокольчик в разных местах, надо показать рукой - где звучит.

Я уверена, что вы знаете много подобных игр и сможете здесь ими поделиться, например игры на развитие тактильного восприятия, восприятия веса, размера, различных соотношений, времени, пространства и т.д.


Дети - зеркало своей семьи
 
Форум » Обучение чтению, математике и всему необходимому » Познавательные способности » Восприятие
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:


Copyright © 2010 All Rights Reserved Brodnikova Elena