Сайт | Регистрация | Вход | Форум | RSSВторник, 19.09.2017, 16:35

Калейдоскоп

Сайт Бродниковой Елены Анатольевны

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 11
Форум » Психологические проблемы » Семейное воспитание » Стили воспитания
Стили воспитания
Бродникова_ЕленаДата: Четверг, 11.08.2011, 17:00 | Сообщение # 1
Генералиссимус
Группа: Praetor
Сообщений: 1593
Печеньки: 10
Статус: Offline
Стили воспитания и явление переноса

Из книги М.Е. Литвака «Похождение Вечного принца».

В психологической литературе выделяется много стилей воспитания, которые деформируют личность ребенка, мешают ему стать самим собой. Не буду их разъяснять, только назову. Кумир семьи, Золушка, Жестокие условия, Доминирующая гиперпротекция (контролируется каждый шаг) и его вариант "Ежовы рукавицы", Оранжерея, Воспитание в условиях повышенной моральной ответственности и пр.

Я для простоты рассмотрения все эти стили свел в три: Стиль преследователя, стиль Избавителя и Смешанный стиль. К последнему как раз и относится воспитание в условиях повышенной моральной ответственности. В зависимости от темперамента ребенка один и тот же стиль может дать разные результаты. Так сильный, холеричный ребенок в ответ на воспитание в стиле преследователя может вырасти высокомерным (Я+, ВЫ -), а из меланхоличного - гадкий утенок (Я-, ВЫ+) Стиль избавителя тоже может привести одних детей к высокомерию, других к пониженной самооценке. А вот смешанный стиль приводит к самому страшному с моей точки зрения - к личностной нестабильности. В одних условиях они будут вести себя как высокомерные, в других - как гадкие утята. Вечный Принц подвергся как раз смешанному воспитанию в самом его отвратительном варианте - повышенной моральной ответственности.

Прежде, чем продолжить, хочу подчеркнуть, что я все время говорю о большинстве нашего населения. Мы так принюхались к этому ужасу, что его просто не замечаем. С точки зрения мнения общества я говорю о лучшей его части. Родители Вечного Принца - тихие скромные люди, законопослушные и хорошие работники. С учителями Вечного Принца тоже фактически повезло. Он учился в одной из лучших школ, и учителя его действительно были самые лучшие, и он сам вырос с точки зрения общих норм самым добропорядочным несколько выше среднего человеком. Все это на мой взгляд, может быть, и неправильно. Но тогда почему 42-летний человек чуть не стал инвалидом, почему он достиг многого не в 35 лет, а только в 55-60. Кто от этого выиграл? И что мне еще сделать и как сказать, чтобы люди занялись собой тогда, когда все еще выглядят благополучными. Ведь лучше ремонтировать машину на ходу, а не тогда, когда она стала. Когда нас заинтересуют тихие, здоровые, социально полезные люди? ...

Так вот Вечного Принца не били, но требовали отличной учебы, требовали не сдавать позиции. Отец, если он получал в четверти четверку, не приходил на итоговое родительское собрание.

Кстати, когда родители через чур заняты занятиями своих детей, заставляют их становиться знаменитостями разных специализаций или требуют отличной учебы, обычно здесь можно проследить явления переноса. Они переносят решение своих честолюбивых замыслов на детей. Они хотят состояться через детей. Родители хотят в детях увидеть то, чего не смогли добиться сами. Но это ведь наши дети. Они имеют наши гены. И если нам это не удалось, может быть стоит дать возможность реализоваться ребенку в какой-нибудь другой области. Так вот здесь родители, особенно отец, требуя от ребенка отличной успеваемости, тешили больше свое самолюбие.

И вообще учиться отлично вредно. Когда перед ребенком ставят цель учиться отлично, его программируют на то, чтобы превратиться в травяной ковер, вместо того, чтобы вырасти стройным деревом.

У мальчика математические способности, но слабые филологические. Математикой он почти не занимается, а почти все время учит иностранный язык. Но ни в одно области он не достигнет вы сот. Он не станет ни математиком, ни лингвистом. Лучше бы похуже, может быть даже на тройки, учил английский язык, зато чего-нибудь достиг в математике. Может быть лучше выращивать ребенка, а не воспитывать его.

М.Е. ЛИТВАК http://www.cross-club.ru/article/privatelife/list.php?ELEMENT_ID=2380


Дети - зеркало своей семьи
 
Форум » Психологические проблемы » Семейное воспитание » Стили воспитания
Страница 1 из 11
Поиск:


Copyright © 2010 All Rights Reserved Brodnikova Elena