Сайт | Регистрация | Вход | Форум | RSSСуббота, 21.12.2024, 19:36

Калейдоскоп

Сайт Бродниковой Елены Анатольевны

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Рассказ по картинке
Бродникова_ЕленаДата: Пятница, 15.10.2010, 20:25 | Сообщение # 1
Генералиссимус
Группа: Praetor
Сообщений: 1593
Печеньки: 10
Статус: Offline
Во многих школах при поступлении в первый класс обязательно ребенку надо описать картинку или составить рассказ по сюжетным картинкам. В садиках тоже этим занимаются. надо ли учить ребенка этому? Или он сам научится? Что и как делать?

Дети - зеркало своей семьи
 
HomosapiensДата: Пятница, 15.10.2010, 20:25 | Сообщение # 2
Полковник
Группа: karo
Сообщений: 152
Печеньки: 2
Статус: Offline
Лена, есть ли какие то нормы( да наверное есть) для 6-ти леток о том, как они должны уметъ состовлятъ рассказ по картине.
я сегодня с кристианом пробовала. Получилось КОРЯВО. Но...во первых возраст, во вторых рассказ был на русском языке. всё же он для него не родной..как не жаль...

лена, если естъ какие то мысли, нормы и т.д. к этому возрасту ты мне напиши, пожалуйста. а я чуть позже напишу, как конкретно мы знимались и самое главное....он не хотел, а я всё же настояла...( может не надо было?). Бурного протеста нет, но и желания нет. Делает из под нехочу...впринципе все задания. Но он сейчас дома сидит, ц школу не ходит, ничем особым не занимается....можно и дополнителъНО ПОЗАНИМАТъСЯ.

 
Бродникова_ЕленаДата: Пятница, 15.10.2010, 20:25 | Сообщение # 3
Генералиссимус
Группа: Praetor
Сообщений: 1593
Печеньки: 10
Статус: Offline
Нормы не видела. Рассказ должен быть рассказом.
Детям бывает очень сложно начинать рассказ, поэтому я своих всегда учу, как начинать.
у меня есть книга, картинный словарь, в нем перед каждым разделом очень хорошие картинки, по которым легко составлять рассказ. Начинаем так: "На картинке я вижу..."
Начинать надо с центральной фигуры, как правило это люди, дети ведь очень часто вместо рассказа начинают перечислять предметы, которые они видят. Ребенку по сути нужна схема.
1. на картинке я вижу (кого?)
2. что он (они) делает?
3. что получится в результате?
4. какие они? если это дети, в чем они, какие
5. обстановка, что вокруг, дом, улица, время года...
6. можно сказать о том, что возможно было
Так же в рассказе дети могут придумать имена, клички животных.
Сначала я задаю наводящие вопросы, сама рассказываю, обычно за год дети начинают очень даже здорово придумывать, на собеседовании потом все в восторге. Но главное, надо ведь уметь придумать предложение, фразу, рассказ, это необходимо для нормального обучения, даже если дети не пишут сочинение, ведь остается изложение, да и вообще можно даже не думать о школе, нормально уметь изложить свои мысли - это обязательно должен уметь каждый человек.
Я начинаю с самого простого. У меня большая коробка с картинками не очень большого размера. Первый шаг - достать картинку и сказать, что на ней и какое это. Можно достать всем картинки и передать их по кругу. (зеленое яблоко, пушистая кошка, вкусный персик...) Если ребенок просто говорит - машина, его спрашиваю - какая машина?
Второй шаг - что делает то, что на картинке, здесь уже надо приложить воображение (вкусный персик лежит, пушистая кошка летает, зеленое яблоко говорит и чем смешнее тем лучше, ребенок тогда точно запоминает, что надо говорить, если спрашивают - что делает)
Третий шаг - вытаскиваем две картинки и надо придумать предложение так, чтобы оба предмета были в нем. Спешить не надо, лучше медленно, но так, чтобы была польза для ребенка

Очень полезны игры типа "Снежный ком" - растет цветок - на клумбе растет цветок - на нашей клумбе растет волшебный цветок. Каждый добавляет слово и надо повторить все предыдущие, первоначальная фраза любая


Дети - зеркало своей семьи
 
HomosapiensДата: Пятница, 15.10.2010, 20:25 | Сообщение # 4
Полковник
Группа: karo
Сообщений: 152
Печеньки: 2
Статус: Offline
Лена, рассказ должен быть рассказом.
А когда уже должен? Жаль я тебе не могу переслать картинку по которой я с кристианом занималась. Она из книги Бортниковой "Развитие речи".
Он у меня на все вопросы отвечает, но рассказ пока не может сам составить.
лена ,а почему ты учишь " Я вижу на картинке..." Мне кажется потом для школы этот вариан не подходит или потом трудностей нет по другому начинать?
У нас в школах не разрешаю( вернее оценивают как не совсем удачное начало даже такой вариант"Один раз...").
- кристиан что ты видишь на картинке?
- Маму, папу и девочку?
- Это просто девочка?
- Это их дочка.
- Давай её назовём как нибудь.
- маша
- Что Они делают?
- Собирают грибы.
- А когда собирают грибы?
- Летом или осенью..
- Так это лето или осень?
- Осень наверное, они одеты в куртки.
- А когда, в коакой день они пошли за грибами?
- В воскресенье
- Рано утром, в обед или вечером?
- рано утром
Ну вот ты уже рассмотрел немного картинку, давай начнём рассказ составлять.Как начнём.....( ему немного трудно и я подсказала)
"В воскресенье рано утром.....( теперь он сам) мама, папа и Маша пошли в лес собирать грибы."(Супер)
- Посмотри на девочку ...что ты видишь?
- Она ежика увидела?
- А как ты думаешь,и посмотри на картинку тоже, что она чувствует?
- Она радуется
-И что она будет потом делать?
- Возьмёт его домой
- без разрешения?
- Нет спросит у мамы с папой.

Ну вот давай дальше наш рассказ будем составлять."В воскресенье рано утром мама, папа и Маша пошли в лес собирать грибы.Маша увидела около пенька ёжика...( и что....она испугалась?нет обрадовалась, ну так и скажи в рассказе) и очень обрадовалась. Маша хотела его взять домой и спросила маму с папой."
- Думаешь они ей разрешат?
- Нет
- Думаешь ему лучше с ней дома будет?
- Не знаю, наверное в лесу лучше?
- так что девочка будет делать?
- отпустит в лес его или возьмёт его домой?
- отпустит в лес.
Ну вот давай дальше рассказ писать
"В воскресенье рано утром мама, папа и Маша пошли в лес собирать грибы.Маша увидела около пенька ёжика...( и что....она испугалась?нет обрадовалась, ну так и скажи в рассказе) и очень обрадовалась. Маша хотела его взять домой и спросила маму с папой. Но мама и папа не разрешили взятъ его домой и маша его отпустила опять в лес"

Ну вроде картинку описали. Вот так у нас происходит описание картинки.

Потом я ему рисую линию..( ну как бы линию времени, в начале начало дня и так далее) и обьясняю, что вот это наши мама, папа и маша. Вот тут они пошли в лес за грибами. Это во сколько было? В 10 часов. так и записываем. Рисую символически лес, семью и грубы с ёжиком. В это время произошло то, что мы выше описали.
И потом спрашиваю, а что же раньше с нашей семьёй происходило?
- Они позавтракали
- А до этого?
- Они проснулись.
( всё это символически на линии отмечаю)
-Значит что они делали до того, как в лес попали?
- они проснулись и позавтракали
- Ага
- А как они в лес попали
- На машине доехали
Ну вот теперъ у нас уже и начало есть у рассказа.Когда это было? В какой день?
"В воскресенье рано утром мама, папа и Маша проснулись, позавтракали и поехали в лес на машине за грибами.Маша увидела около пенька ёжикаи очень обрадовалась. Маша хотела его взять домой и спросила маму с папой. Но мама и папа не разрешили взятъ его домой и маша его отпустила опять в лес"

Ну и потом таким же образом находим конец, которые в конце получился
"Они собрали полную корзину грибов и дома их пожарили.Все очень устали"

лена, но сам то он и близко такое не сочинит. Может два- три предложения скажет...

 
Бродникова_ЕленаДата: Пятница, 15.10.2010, 20:26 | Сообщение # 5
Генералиссимус
Группа: Praetor
Сообщений: 1593
Печеньки: 10
Статус: Offline
Наташ, у нас обычно две разные вещи - опиши картинку и составь рассказ по картинкам. Рассказ чаще всего требуется рассказать по ряду картинок, их надо разложить по порядку и составить рассказ. Это проще, а картинку не обязательно описывать как рассказ. Если перед ребенком просто картинка, то ему обычно трудно составить рассказ лет до 7-8, от детей зависит и от подготовки.
Я учу, при подготовке к школе и вообще я уверена, что детей этому надо учить, сами они этому практически не могут научиться. Учить можно по разному, у меня задача не глобальная. Но я уверена, что надо делать все постепенно. Вот то, что ты описала, это уже ближе к концу, ребенок не может, ну ты задаешь наводящие вопросы, а он сам их может задать? Если сможет, тогда он сам себе их сможет задать и ответить на них и тогда сможет такой рассказ составить. Но я уверена, что не сможет задать и поэтому не сможет рассказать.
Если дать сначала схему короткую, не больше 5 пунктов, то это ребенок может запомнить и понять, если это будут стабильные вопросы, на которые надо отвечать постоянно, тогда можно уже его спросить, а что ты можешь узнать, о чем спросить? Ребенок уже вспомнит те вопросы, которые я задавала и сможет ответить на них. А когда сможет, то можно увеличивать количество вопросов, давая уточняющие.


Дети - зеркало своей семьи
 
HomosapiensДата: Воскресенье, 17.10.2010, 01:54 | Сообщение # 6
Полковник
Группа: karo
Сообщений: 152
Печеньки: 2
Статус: Offline
Лена, так значит, что по одной картинке рассказ не составляют? Её просто описывают? По схеме: Кто, где, когда и что делают?

А по сюжетным картинкам уже сочиняют историю?
Тут другая схема?
Тут в школах учат, что естъ начало, основная частъ и конец . И каждая частъ имеет кое какие свои законы, особенности...

Добавлено (17.10.2010, 01:54)
---------------------------------------------
На возраст кристиана ( 6) нужно описывать картинку и научитъ его , что важно рассказатъ:кто нарисован, когда происходит действие, что делают , где это всё происходит?
Потом игратъ в словесные игры- это первый и начальный этап. Так?

 
Бродникова_ЕленаДата: Воскресенье, 17.10.2010, 10:38 | Сообщение # 7
Генералиссимус
Группа: Praetor
Сообщений: 1593
Печеньки: 10
Статус: Offline
Наташа, ты сама написала, что в школе учат, у нас ведь тоже в каких-то школах этому учат. Но в школу дети идут в массе с 7 лет. поэтом требование к 6 летнему иное. В 6 лет развитие речи на одном уровне, в 7 на другом. а полноценный рассказ дети и к 10 годам не все могут составить.
Учить можно всему, но ожидать можно по вложенному и по возрасту.
Я с Димкой сказки придумывала в 4 и в 5 он мог интересное рассказать, что ему картинка. Мы смотрели вокруг и видели предмет, о нем и придумывали. Сначала я начинала и все рассказывала, потом он задавал сюжетную линию, потом сам куски придумывал и уже потом мог все сам.
При поступлении в школу его совсем немного спросили, он расстроился ,что мог тете и то и это рассказать. Во время учебы у нас по программе было очень много заданий, где надо было придумать сначала словосочетание, потом предложение, потом историю, сказку, причем соблюдая законы жанра, который они изучали. Не все было гладко, потому что уже были жесткие рамки, но он справлялся и иногда даже просто здорово. Не всем мальчикам это давалось с такой легкостью, девочкам всегда проще, не надо забывать, что у них генетически заложено развитие речи на более высоком уровне и поэтому девочка легче и лучше может справиться с таким заданием того же возраста.

Я написала о распространенных требованиях при поступлении и значит при подготовке к школе ребенка, но не при обучении в школе. Сегодня у нас сколько школ, столько и требований и они варьируются в гигантских размерах, нет единого требования. В разных городах тоже разное, разные программы и по некоторым дети за все 11 лет ни разу не пишут сочинения, нам очень повезло в этом плане, мы писали, особенно в начальной школе. Потом программа изменилась и на мой взгляд стала хуже. Пишут просто изложения, а это уже совсем другое дело.

Когда я занимаюсь с детьми, то я ставлю цели разные. Вот приходят за два-три месяца до собеседования и в этот маленький срок глубоко подготовить ребенка невозможно, с этим ребенком одна цель - конкретно подготовить к собеседованию.
Приходят, когда ребенку 3-4 года и просят помочь в развитии ребенка и конечно в этом случае можно развивать очень многое, можно дать ребенку намного больше и здесь я уже никогда не ограничиваюсь требованиями при поступлении в школу, вопрос вообще стоит не о школе, а о ребенке.

Кроме того, когда я писала о схеме описывания картинки, то речь конечно же шла о детях, которые вообще ничего не могут рассказать, например ребенку 6 лет, а он только перечисляет то, что видит на картинке. Если он него сразу требовать рассказ, как ты пишешь, это будет для него невозможный Эверест, который он никогда не достигнет, он даже не поймет, что от него требуется. Для того, чтобы ребенок так мог рассказать, с ним надо работать достаточно много с текстами, свободно, не привязываясь к рамкам придумывать сказки, истории. Возможно, что я не права, что это доступно детям, но выходит не тем, с которыми я занималась. Им точно не доступно, им нужны ступени, постепенное усложнение, начиная с простого.


Дети - зеркало своей семьи
 
HomosapiensДата: Понедельник, 18.10.2010, 10:02 | Сообщение # 8
Полковник
Группа: karo
Сообщений: 152
Печеньки: 2
Статус: Offline
лена, хочется начатъ по порядку. наверное так лучше. Что нужно самое первое ? Развитие речи, словарный запас...Так? И тут уже всё равно в каком возрасте начинаешь...Просто от возраста зависят игры, наверное , и темп..Потом подключается картинка , потом сюжетные картинки . И тут всё равно какие требования в школе. Ребёнок умеющий рассказывать справится. Это моё мнение.
А ещё актуальный вопрос про смысловое содержание по серии сюжетных картинок. например...мальчик 11 лет. Словарный запас уже достаточно большой и интересный, иногда правда он его использует не совем по назначению...звучит смешно. Например он нёс использованную коробку, хотя на картинке была явно старая коробка...
И как работать при таких проблемах?
" Вдруг его кто то толкнул. Господин Бамме нервно посмотрел на голову крокодила. Он закричал "Крокодил" Старая дама всё ещё спала.Господин Бамме снова успокоился. Тут снова открылась дверь....." и т.д.

лена, я не знаю может я слишком много требований предъявлаю, но я вижу сплошные нестыковки.
1. Во первых на картинке никто его не толкал( ну это конечно можно и не учитывать - это впринципе мелочи)
2.Можно ли закричать и может ли старая дама далъше спать и почему "всё ещё" что это значит?
3. Почему г. Бамме снова успокоился? Он до этого когда то нервничал?
4. Почему дверь снова открылась? До этого она вроде был закрыта всё время?
5. 2 и 3 предложения как то не логичны. Вначале посмотреть ,а потом закричать. Или их надо соединить как то под ругому.

лена , а что бы ты делала, может я не права? И так кстати по всем 4 картинкам.

Кстати а какие требования к 11 летнему ребёнку для составления рассказа?

 
Бродникова_ЕленаДата: Понедельник, 18.10.2010, 14:02 | Сообщение # 9
Генералиссимус
Группа: Praetor
Сообщений: 1593
Печеньки: 10
Статус: Offline
Я несколько раз перечитала рассказ, да, трудно говорить о логичном непротиворечивом рассказе. Представляешь, какая каша у ребенка в голове, обрывки, набор слов, впечатлений, здесь можно говорить о низком речевом развитии
Нормы для 11 летнего, это скорее к учителю или даже к логопеду, можно поискать, я не задавалась такой целью специально.
Может быть картинки сложные? Есть целые книги, в которых замечательные картинки, забавные, достаточно простые для понимания.
хотела вставить книгу, но она весит больше, я ее в файлы отправлю, а здесь дам ссылку


Дети - зеркало своей семьи
 
Бродникова_ЕленаДата: Понедельник, 18.10.2010, 14:16 | Сообщение # 10
Генералиссимус
Группа: Praetor
Сообщений: 1593
Печеньки: 10
Статус: Offline
Можно скачать набор картинок, с помощью которых можно учить детей составлять рассказ. Картинки надо распечатать и разрезать. Затем можно предложить ребенку сначала разложить картинки по порядку и затем вместе с ним составить рассказ. Что сначала, что потом

Дети - зеркало своей семьи
 
Бродникова_ЕленаДата: Вторник, 25.11.2014, 17:03 | Сообщение # 11
Генералиссимус
Группа: Praetor
Сообщений: 1593
Печеньки: 10
Статус: Offline
Столько лет прошло, интересно перечитывать. Месяц назад поставила яндекс метрику и с удивлением узнала, какие страницы сайта посещаются.
Эта страница оказалась очень популярной. Рада, если вам принесет пользу наш с Наташей разговор.
За годы работы с детьми много нового выработалось.

Например я поняла, что современным детям игра типа снежный ком в классическом варианте очень сложна.

Сделай предложение длинным.
Теперь мы делаем так. Я кладу пластмассовые кирпичики (кубики) обозначая слова. Например так: цветок в вазе - три кубика. Даю ребенку кубик и прошу добавить словечко. Как правило, ребенок не понимает, что от него требуется. Он может сказать например такое: "а у меня машинка есть" или "цветочки я люблю". И это я слышу от детей 5 - 6 лет. Тогда я говорю, что цветок может быть красным, беру кубик, говорю и кладу кубик в нужное место: "Красный цветок в вазе". Даю кубик ребенку и спрашиваю, а еще какой цветок может быть? Чаще всего ребенок говорит - желтый. Сегодня это может быть сложным делом, навести ребенка на мысль о том, что цветок может быть красным и красивым одновременно.
Вчера мы так играли, у нас было предложение "Кошка спит". Смотрели кошек, какие они бывают. Белые и пушистые и голубоглазые одновременно. Черные и гладкие и зеленоглазые одновременно. Разные комбинации. Для ребенка это было открытием. Он не понимал, что так можно говорить. И такое недоразвитие речи я сегодня вижу у очень многих детей.
Опора на кубики помогает ребенку. То, что он может взять в руки, сильно помогает ребенку.

Рисуем сказку
Еще один способ - рисуночки. Берем простую сказку, например: Пузырь, соломинка и лапоть. Читаем сказку, а затем рисуем очень схематичными рисунками последовательность событий. После этого просим ребенка рассказать сказку. Такие рисунки позволяют ребенку научиться выделять последовательность сюжета, выделять главных героем и главные события, не отвлекаться на второстепенные детали. Развивается память, зрительная, речевая. Развивается умение связно рассказывать.


Дети - зеркало своей семьи
 
Бродникова_ЕленаДата: Вторник, 25.11.2014, 17:17 | Сообщение # 12
Генералиссимус
Группа: Praetor
Сообщений: 1593
Печеньки: 10
Статус: Offline
Приглашаю посмотреть видеоуроки по развитию речи на нашем новом сайте От Николки.
Мы сняли игры на видео, потому что намного проще понять, как играть с ребенком увидев игры, чем прочитав их описание.
Игр получилось много, более 130, поэтому мы разделили их по направлениям развития: чтение, математика, сенсорика, речь, память и др.


Дети - зеркало своей семьи
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:


Copyright © 2010 All Rights Reserved Brodnikova Elena