Сайт | Регистрация | Вход | Форум | RSSПятница, 19.04.2024, 17:28

Калейдоскоп

Сайт Бродниковой Елены Анатольевны

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 2 из 2
  • «
  • 1
  • 2
Форум » Обучение чтению, математике и всему необходимому » Математика » Как вы занимаетесь математикой? (игры, занятия)
Как вы занимаетесь математикой?
Бродникова_ЕленаДата: Четверг, 10.02.2011, 09:58 | Сообщение # 16
Генералиссимус
Группа: Praetor
Сообщений: 1593
Печеньки: 10
Статус: Offline
Ну это не показатель понимания сути, я бы задала скорей такие вопросы: сколько единиц и десятков в числе... А так же как он переходит через десяток, например если от 23 отнять 5 или к 38 прибавить 4, такие примеры точно покажут, нужны ли палочки или нет. И кстати, для решения таких примеров палочки очень полезны, они показывают ребенку в очень наглядной форме суть происходящего, а если у нас кубик вместо десятка, то нужно уже символическое мышление, но не наглядное точно.

Дети - зеркало своей семьи
 
alikatДата: Пятница, 06.05.2011, 17:36 | Сообщение # 17
Сержант
Группа: Пользователи
Сообщений: 26
Печеньки: 0
Статус: Offline
А можно немного уточнений? Какими словами лучше объяснить ребенку, что такое симметрия. Дочке 4,5 лет, с математикой дружит, но именно на этом вопросе как-то мы не заостряли внимание (только если незаметно, между делом). У нас как-то больше было игр на «сделай как у меня», т.е. на размещение предметов в различных углах и пр. С этим она справляется хорошо, а здесь ведь иное, ведь надо отображать размещение предметов симметрично относительно оси. Просто я боюсь внести путаницу. Понятно, что про оси я ей ничего не говорю, а делаем симметрично относительно прямой или линии сгиба, но как это объяснить. Тут должен быть упор именно на зеркало и практические наблюдения или есть возможность это как-то проговаривать?
Кстати, предложила Насте поиграть в вырезание круга. У нее получилось сразу. Т.е. сказала она правильно, что после одного сложения и вырезания будет две дырочки, тогда я попросила ее нарисовать, она нарисовала сначала один кружок, потом задумалась и с другой стороны от сгиба дорисовала второй.
Вот я и думаю, может и не надо ничего объяснять, говорить, может она все сама интуитивно понимает и этого достаточно. Просто мне кажется, что в заданиях ОТОБРАЗИТЬ и ПОВТОРИТЬ колоссальная разница, но тонкая грань.
Извините, если мудрено получилось, но ведь и в понятиях «цифры-числа», «звуки-буквы» тоже грань далеко не все понимают (меня, кстати, это тоже касается, только благодаря дочке я с этими понятиями стала деликатнее обращаться)
 
Бродникова_ЕленаДата: Пятница, 06.05.2011, 19:09 | Сообщение # 18
Генералиссимус
Группа: Praetor
Сообщений: 1593
Печеньки: 10
Статус: Offline
Чувство симметрии, как любое другое чувство объяснить ребенку сложно. Легче почувствовать. Но можно показать, например руки, они складываются симметрично, я на руках показываю. Можно показать цветок, лист дерева, конечно говоря, что они не до конца симметричны. Здания так же часто бывают симметричны. Объяснять надо как можно проще, например говоря об осевой симметрии, можно сказать, что если сложить по оси (пусть будет и это слово, детям в общем все равно, какие слова учить), то изображения совпадут. Сделайте бабочку, на одну сторону накапайте краски, сложите и разотрите, когда развернете, получится как раз такое симметричное изображение.
Этого вполне достаточно для понимания сути симметрии. Все же меньше слов и больше дела.
Зеркало, дети ставят его порой как попало, им надо всегда говорить, что зеркало поможет только если его поставить на ось, на линию сгиба.

Я раньше тоже путалась с числами и цифрами, с буквами, звуками, слогами и складами. И с еще кучей вещей, но пришлось разбираться. Вот например звери, животные, млекопитающие, здесь ведь тоже есть некая путаница, если делить на царство животных и растений, то комар будет животным, но как же неохотно с этим соглашаются как дети, так и их родители. У меня даже на этот случай всегда под рукой энциклопедия стоит.


Дети - зеркало своей семьи
 
alikatДата: Вторник, 21.06.2011, 01:24 | Сообщение # 19
Сержант
Группа: Пользователи
Сообщений: 26
Печеньки: 0
Статус: Offline
Очень хочется уточнить вот такой момент: как правильно учить сложению и вычитанию? Конечно, можно расслабиться и дождаться, когда это сделают за меня в детском садике, но там (во всяком случае, в нашей группе) метод такой: на доске пишется пример цифрами и ответ. Т.е. это простое зазубривание, или чтоб помягче сказать- «способ многократного повторения». Предметы не используются из-за нехватки времени.
Дочка хорошо понимает связь «предмет – число – цифра», этот вопрос не стоит, тут все получалось легко и без акцентирования внимания, просто жили и играли, время от времени пересчитывая все вокруг. Но вот со сложением я запуталась. Для себя я наметила направления(из Ваших советов):
• Ходилки с 2 кубиками
• Числовая прямая
• Числовая лесенка
• Счёты
• Простенькие задачки с объектами, а не устно
• Счет на пальцах
• Игры на состав числа
Естественно, все это я не собираюсь обрушивать сразу, а как и прежде, играя и между делом, но у меня вопрос в механизме сложения. Например, с кубиками. Вот выпали на одном кубике 3 точки, на другом 2. Настя уже визуально видит, сколько на каждой из граней выпало точек, но считает напрямую: «один, два, три», и продолжает «четыре, пять». Т.е. она то ничего не сложила, а просто пересчитала, с одной лишь разницей, что не на одном кубике, а на двух. Я потом эхом за ней повторяю: «Правильно, 3+2 будет 5». Абсолютно аналогично у нас со счетами и пальцами. Да и примеры типа «повар в суп положил 2 морковки и 3 картошки, сколько овощей варится….» Везде Настя результат называет исключительно после пересчета. Может так и должно быть, она просто получает результат пересчетом, а я подытоживаю, а со временем у нее это запомнится, догонится до автоматизма. Или все-таки есть какая-то тонкость, правило, с помощью которого надо складывать и отнимать.
Может секрет именно в лесенке. Не знаю правильно или нет, но тот же пример 3+2 (конечно с обыгрыванием ситуации) мы решали так: сидим на ступеньке с цифрой 3 и прыгаем еще на два шага вверх, оказываемся на ступеньке с цифрой 5. И снова подытоживаю. Если именно тут секрет, то, возвращаясь к другим методам, получается, что одно число – это как бы «отправная точка» и к нему прибавляем, продолжая счет.
Очень прошу, растолкуйте, как все-таки не перемудрить.
 
Бродникова_ЕленаДата: Вторник, 21.06.2011, 12:03 | Сообщение # 20
Генералиссимус
Группа: Praetor
Сообщений: 1593
Печеньки: 10
Статус: Offline
Quote (alikat)
на доске пишется пример цифрами и ответ.
angry

Это не просто, это катастрофа. А потом дети приходят в школу и решая задачи могут сложить номер задачи с номером страницы. им ведь все равно, они сути не понимают. Это не анекдот про страницу, у меня такой мальчик был, он во втором классе учился и просто делал разные комбинации с числами, которые знал - давай сложим, нет, давай вычитать, может умножить. Очень тяжелый случай.

С кубиками если пересчитывает, значит так и надо. Это естественный процесс и его нельзя сворачивать, прерывать. Ребенок должен много насчитаться, чтобы у него в голове возникли связи. Может раз 500. Время и количество таких заданий, когда надо сложить пересчитывая. Тогда только будет хорошая, крепкая связь и тогда ребенок будет четко понимать, что значит к 7 прибавить 2. если будет понимать, значит и запомнит, но не сразу. А если сначала запомнить, то для ребенок все это может не иметь смысла, просто как фокус. Самое страшное, когда даже помнит, но сути не понимает, то делает потом глупейшие ошибки и не понимает, почему это ошибка. Эхом повторять ,правильно, так и делайте. Бывает ребенку надо полгода, чтобы не только видеть, но еще и не пересчитывать.
А вот счет на пальцах я не люблю. Слишком много приходилось отучать от этого, слишком много я видела, как такой счет тормозит ребенка. Я знаю разные подходы и в том числе со счетом на пальцах, но мое мнение выросло из моей многолетней работы с дошкольниками. И из моих знаний о работе мозга. Что есть хуже привычки, только другая привычка. Мы создаем привычки и потом не знаем, как от них избавиться. Любая привычка, это же не просто так, это связи между нейронами, стимул и импульс пошел про уже созданному пути. Пальцы у ребенка всегда при нем. Он и будет считать годами на пальцах. Даже уже умея считать иначе, на самом деле дети считают на пальцах, они к ним привязаны и выйти в нормальное абстрактное мышление им бывает очень сложно. Проводились различные опыты, так вот, если человек, даже взрослый, считает на пальцах, то он может ими даже не шевелить, импульсы идут к пальцам и активируется центр, отвечающий за руки. Не счет сразу, а счет через различные зоны, вообще не имеющие отношение к счету, в общем жуть на самом деле. Зачем это делать? Облегчить сейчас чтобы осложнить на многие годы, а вообще-то на всю жизнь.

Складывать пересчетом и пока это принять. Отнимать, здесь есть свои тонкости. Сначала надо чтобы ребенок четко усвоил - отнять, значит убрать, съесть, отдать, а так же ушли, убежали, улетели, уплыли. Отнять, значит сначала надо взять столько палочек, сколько было сначала и убрать столько сколько ушли, съели, отдали. И посчитать, сколько осталось.

Но есть еще задачи на сравнение, там ведь тоже вычитание, но не прямое, для детей это вообще другие задачи. Так если у Маши было 5 кукол, а у Кати 2, на сколько у Маши больше, надо от 5 отнять 2 и эти задачи лучше тоже достаточно долго решать на предметах, пуговицах, кружках.
С задачами и заместителями (предметы, с помощью которых считаем) ребенок так же должен понять одну очень простую вещь, но для детей сложную. Один герой и у него что-то случается и два героя (три...)
Один герой, мы строим одну линию и с ней что-то делаем (добавляем или убираем)
Два героя, строим две линии и тоже с ними делаем (сравниваем, кому-то добавляем или убираем, например у Пети два яблока, а у Миши на три больше. Мы Пете даем два яблока, а внизу (второй герой) Мише сначала тоже два и думаем, у него больше или меньше, если больше, тогда добавим на сколько больше и пересчитаем, сколько у него получилось.)
Взрослому это все так просто, но не детям. если же с детьми это до школы вот так на предметах все порешать, то в школе, когда уже просто условия, картинки, детям легко и понятно. Я это уже столько раз видела, я и придумывала эти способы, чтобы помочь понять и они просто отсеялись как наиболее эффективные.

и с лесенкой тоже параллельно можно как вы и делаете. Можно и с числовой прямой. Но с предметами проще. предметы, это базовое мышление на уровне наглядно-действенного, которое у ребенка к трем годам уже хорошо развито. Лесенка и прямая это уже другой тип мышления, скорей наглядно-образный, который развивается в полной мере лишь годам к 5. А в уме и просто сразу знать ,это уже вербально-логическое мышление, которое нормально развивается лишь к 10 годам, к школе оно только начинает развиваться. Но надо понимать ,у нас развивается только то, что необходимо. Поэтому задачи должны быть как бы на упреждение, как бы мозгу говоря - это надо, без этого никак, это развивай. Стоим на базе, глядим вперед.


Дети - зеркало своей семьи
 
alikatДата: Среда, 22.06.2011, 00:10 | Сообщение # 21
Сержант
Группа: Пользователи
Сообщений: 26
Печеньки: 0
Статус: Offline
Спасибо, вроде все уяснилось. Будем теперь применять на практике. Отдельное спасибо за замечание про счет на пальцах. Раньше мы это с дочей их (пальцы) не использовали, а вот дальше хотела подключать. Спасибо, теперь точно не станем!
Но параллельно возник вопрос: а каких еще серьезных ошибок можно избежать, чуточку опередив "систему образования" в саду. Кроме законов сложения я еще натолкнулась на то, что буквы и звуки - это "одно и то же", а когда я стала говорить, что в школе "ф" называется буквой "эф" и так далее, они сказали, что ТЕПЕРЬ ВВЕЛИ НОВОЕ ПРАВИЛО! К счастью, мы уже с Настей давно сами разобрались со звуками и буквами, но мне как то страшновато, ведь что-то важное можно и пропустить. Как быть?
 
Бродникова_ЕленаДата: Среда, 22.06.2011, 09:48 | Сообщение # 22
Генералиссимус
Группа: Praetor
Сообщений: 1593
Печеньки: 10
Статус: Offline
Интересно, где такое правило ввели? конкретно у них в саду? smile
Никто и нигде не отменял понятий звуков и букв, да это же невозможно. Ведь звуки то, что слышим, а буквы то, что видим и спутать это нельзя, да и как ребенок будет писать, если не будет понимать разницу?!!! А как пишут в этой ситуации я знаю не по наслышке, когда приводят второклассника просто с отчаянием - спасите, нас не переводят в третий класс, он пишет корова - кураво или как-нибудь еще, просто как придется, вот результат непонимания фонематической стороны и недели занятий бывает достаточно, чтобы ребенок понял суть. А потом учителя говорят о чуде. Да и программ сегодня много совершенно разных, если в одной могут отменить то, что у букв есть алфавитное название, то в пяти других все иначе. В общем бред.

Какие еще могут быть западни, это очень сложно сказать, я вот даже не подозревала о том, что вы пишете, что это может быть в реальности. Для меня это просто запредельно. Ну вообще-то если партия и правительство считают, что школа нужна только для того, чтобы воспитать грамотного потребителя, то может быть все что угодно. И конкретный маразм на конкретном месте предсказать невозможно. а о том, что мне встречается у нас, я пишу. Владимир кстати очень ригидный город, он такой был всегда, поэтому здесь еще не доразрушили образование, как-то все сильно тормозится, к счастью.


Дети - зеркало своей семьи
 
DeychaДата: Четверг, 01.09.2011, 20:30 | Сообщение # 23
Лейтенант
Группа: Ищущие
Сообщений: 48
Печеньки: 0
Статус: Offline
мы играем в домино "сложение" нужно к примеру подобрать ответ, Саша пересчитывает и отбивает по дивану рукой
я ей предлагала не пересчитывать первое слагаемое - отказывается, говорит, что так удобно
правда иногда разгонится и проскочит нужное число)


профиль врет;)
 
Бродникова_ЕленаДата: Четверг, 01.09.2011, 20:49 | Сообщение # 24
Генералиссимус
Группа: Praetor
Сообщений: 1593
Печеньки: 10
Статус: Offline
Deycha, я завтра отвечу, я увидела. Но сегодня так плохо, врач сказала, что это аденовирусная и жесточайшая.

Дети - зеркало своей семьи
 
DeychaДата: Четверг, 01.09.2011, 21:20 | Сообщение # 25
Лейтенант
Группа: Ищущие
Сообщений: 48
Печеньки: 0
Статус: Offline
у меня не горит) поправляйтесь!

профиль врет;)
 
Бродникова_ЕленаДата: Пятница, 02.09.2011, 12:11 | Сообщение # 26
Генералиссимус
Группа: Praetor
Сообщений: 1593
Печеньки: 10
Статус: Offline
Quote (Deycha)
говорит, что так удобно
, но так ей действительно удобно. Придет время и это уйдет само


Дети - зеркало своей семьи
 
Бродникова_ЕленаДата: Вторник, 25.11.2014, 20:40 | Сообщение # 27
Генералиссимус
Группа: Praetor
Сообщений: 1593
Печеньки: 10
Статус: Offline
Игры по математике теперь можно увидеть. Мы сняли много разных игр, к ним дали описание и материалы, необходимые для игры, которые можно скачать.
Видеоуроки От Николки


Дети - зеркало своей семьи
 
Форум » Обучение чтению, математике и всему необходимому » Математика » Как вы занимаетесь математикой? (игры, занятия)
  • Страница 2 из 2
  • «
  • 1
  • 2
Поиск:


Copyright © 2010 All Rights Reserved Brodnikova Elena