Бродникова_Елена | Дата: Пятница, 15.10.2010, 20:43 | Сообщение # 2 |
Генералиссимус
Группа: Praetor
Сообщений: 1593
Печеньки: 10
Статус: Offline
| Вы встречались с детской ревностью? Наверняка, даже если у вас один ребенок. Ведь дети могут ревновать и к вашим отношениям с папой, к вашим делам и работе, к разговору с подругой. Трудно порой предугадать, что вызовет ревность ребенка. Ну а если появился второй ребенок, то поводов для ревности будет намного больше. И что самое интересное, часто ревнуют не старшие к младшим, а младшие. Как проявляется детская ревность, многие сами видели. Ребенок может ударить малыша, отобрать игрушку, устраивать истерики, если используется его старая коляска, кроватка. Но так бывает далеко не всегда. Я часто слышала, что наоборот, ребенок очень любит брата или сестру, он так сжимает в объятиях, что страшно становится - вдруг задавит. Но разве это любовь? Ребенком овладевают слишком сильные и противоположно направленные чувства. Есть дети, которые переживают ревность слишком незаметно для окружающих. Что это за чувство - детская ревность. Часто за ревность принимается просто борьба за собственность, за свое место, за маму, за внимание родителей. Маленькие дети, до определенного возраста на ревность еще не способны, ведь для ревности он должны достаточно вырасти. Ревность часто крепко связана с завистью. Ребенок завидует тому, что другой теперь занимает все время ЕГО мамы. Но почему ревнует младший, сначала ребенок вообще не отделяет себя от мамы, она часть него самого, но постепенно он начинает осознавать, что он не владеет мамой безраздельно, а ему хочется именно полного владения, он может начать требовать этого от мамы, защищать ее от других детей, но это еще не ревность, это именно борьба за собственность. Для возникновения ревности у ребенка должно быть уже и воображение. так же многие родители замечали, что ревность проходит, она может возвращаться, если меняется ситуация, но она становится намного меньше, не проявляется уже так резко, а может и вообще пройти. подготовка ребенка к рождению другого ребенка мало что дает, ведь в опыте ребенка нет такого события и все наши слова практически ничего не значат. Для ребенка больше значат не слова, а изменившееся поведение мамы, папы, если второй ребенок желанный, то ребенок чувствует это, он понимает - с мамой что-то происходит удивительное и его что-то ждет. Но если от ребенка скрывают рождение ребенка, если мама недовольна, а еще больше папа, разве малыш это не видит? Конечно же видит и все чувствует, а он него потом будут ожидать любви. Как часто спрашивают малыша - хочешь ли ты сестричку или братика и ребенок отвечает - да, хочу, а потом становится агрессивным по отношению к нему и родители возмущаются и негодуют. Как же так, ведь он сам хотел. Меня такие фразы всегда удивляли, ну как взрослый человек мог подумать о том, что маленький ребенок мог реально оценить появление ребенка и свои чувства к нему и в чем же он теперь виноват? Ребенок не может предвидеть, а родители просто обязаны это сделать. Вот только что принесли малыша или может быть он родился дома и старший ребенок может с удовольствием рассматривать его, трогать, улыбаться. Проходит неделя и родители радуются - никакой ревности, но еще пара недель и вдруг: "отнесите его обратно в больницу", у ребенка появляется регрессия, он начинает писаться, просить есть из бутылочки или даже пососать грудь, порой даже родители видят реальные попытки нанести вред малышу. Т.е. ревность появляется не сразу, а через какое-то время. Ведь ребенку надо понять, ощутить, что произошло на самом деле. Острая стадия детской ревности чаще всего проходит быстро, особенно, если ребенок видит - как бы он ни вел себя, мама продолжает к нему относиться хорошо. Это очень важно - понять ребенка, принять его такие сложные чувства, это помогает ребенку пережить новое состояние. А дальше чаще всего дети переводят свою агрессию на уровень воображения. Они начинают понимать, что в воображении они могут делать что угодно, но на самом деле ничего не происходит. Это помогает принять ситуацию. На этом периоде детям полезна сказкотерапия, игротерапия. Вот хотя бы сказка "Гуси-лебеди", в ней на иносказательном уровне как раз и говорится ребенку об отношении между детьми. Винникотт в книге "Разговор с родителями" говорит о трех путях преодоления детской ревности: "Первый путь таков. Ревность — то, что мы наблюдаем, когда ребенок находится в состоянии острого конфликта. Это могло бы быть просто тревогой, если бы ребенок не знал, чем она вызвана. Ревнующий ребенок реально испытывает любовь и ненависть одновременно, и это ужасное чувство. Давайте поразмышляем о ребенке. Сначала, возможно, ему даже приятно наблюдать, как нянчат и кормят нового малыша. Но постепенно проясняется, что это не ты сам, а кто-то другой, и любовь матери вызывает крайний гнев — гнев на младенца, на мать, вообще на все. Некоторое время ребенок знает только гнев. Какая-то его часть получает выражение. Ребенок кричит; возможно, пинается, или дерется, или устраивает беспорядок. В воображении все испорчено, сломано, уничтожено. И, конечно, именно тот факт, что мир, младенец, мать как-то переживают это, приводит к дальнейшему развитию. Новый шаг в развитии — признание ребенком этого факта выживания. Это просто еще один путь, по которому маленький ребенок приходит к различению фантазии и реальности. В его воображении мир уничтожен гневом, как атомной бомбой, но выживает, и материнское отношение не меняется. Значит, в воображении можно безопасно разрушать и ненавидеть. И с таким обнадеживающим открытием ребенок способен удовлетвориться совсем немногими криками, пинками и ударами, которые окажутся, несомненно, уместными. Через несколько недель ревность оказывается сведенной к чему-то иному, к переживанию продолжающейся любви — но любви, усложненной идеями разрушения. Для нас результатом является то, что мы видим ребенка, который иногда грустен. Грустно любить что-то или кого-то и воображать, как тому, что ты любишь, наносится вред. Дальнейшее облегчение конфликта обусловлено тем, что в разрушительных фантазиях вещью, которой причиняют зло, может быть нечто, замещающее младенца или мать; это может быть кошка, собака или стул. Вместе с грустью приходит некоторая степень беспокойства о младенце или чем-то другом, что являлось объектом ревности. Но матери знают, что поначалу нельзя полагаться на заботу ребенка, потому что она слишком легко может обратиться в ревнивое нападение, и если нет никого рядом, случится неприятность. Я хочу сказать, что активизируется жизнь в образах, и она уменьшает нужду ребенка в прямом действии. Это дает время и возможность для того, чтобы заложить начала чувства ответственности. Второй путь, которым, как я думаю, ревность приходит к концу, ведет через растущую способность ребенка к впитыванию опыта удовлетворений и превращению его в часть своего Я. У ребенка усиливается накопление хороших воспоминаний, памяти о том, как за ним хорошо ухаживают; о приятных ощущениях; о том, как его купают; о крике или улыбке; о том, как хорошо находить вещи там, где они должны быть, даже лучше, чем когда они обнаруживаются там случайно. И, конечно, выстраивание воспоминаний об удовлетворении, следующем за оргиями возбуждения, особенно при еде. Все эти представления могут быть суммированы и названы образом матери или матери и отца. Существует причина, по которой ревность у ребенка часто вообще не проявляется — потому что у него всего было достаточно, во всяком случае, достаточно, чтобы можно было поделиться. Третий путь — нечто более сложное. Он имеет отношение к способности ребенка проживать переживания других. Мы, англичане, называем это “влезть в чужие ботинки”. Но выражение звучит забавно, если другое лицо — младенец, которого кормят грудью, купают или он спит, лежа в кроватке. Однако становятся ли маленькие дети способны к этому? Некоторым требуется долгое время, даже годы, прежде чем они позволят себе не только встать на точку зрения другого, но и реально получить удовольствие от дополнительной порции жизни, проживаемой другим лицом. Легко увидеть, как дети — не только девочки, но и мальчики — идентифицируют себя с матерью. Они позволяют матери быть матерью и играют, как будто находятся на ее месте, воображая себя помещенными внутрь ее положения". Многие психологи говорят о ревности как о нормальном, здоровом чувстве детей. Не признавая ревность, мы только усугубляем ситуацию. Ведь если мы что-то не хотим видеть, оно от этого не исчезает. Всегда ли ревность обязана быть? Уверена, не всегда. Если ребенок уже получил столько любви, что готов ею делиться, если он получал внимание и с рождением малыша он не становится приемышем в своей семье, девочка не становится служанкой, но относится к ребенку не как к захватчику, а как к ее БРАТУ или СЕСТРЕ, ее собственному брату или сестре и она хочет помогать и она это делает в меру своих сил и возможностей (только в первое время это обязательно должно быть в присутствии взрослого), то ревности может и не быть. А вместо нее будет любовь.
Дети - зеркало своей семьи
|
|
| |
Бродникова_Елена | Дата: Пятница, 15.10.2010, 20:44 | Сообщение # 3 |
Генералиссимус
Группа: Praetor
Сообщений: 1593
Печеньки: 10
Статус: Offline
| Мне понравилась вот эти статьи про детскую ревность http://www.deti-pogodki.ru/pogodki/detail.php?ID=1085 " target="_blank http://zhurnal.lib.ru/b/berdnikowa_a_g/htdyjcnm.shtml Мне кажется, что вот эти слова о ревности Винникотта очень важны: "Мы можем быть уверены, что у людей с действительно ревнивым характером когда-то, в ранние годы, была веская причина для ревности. Беда в том, что у них не было честной возможности для проявления гнева, ревности и агрессии в то время, когда это было разумно и могло контролироваться. Если бы у них был такой шанс, то они, вероятно, прошли бы через фазу ревности и вышли бы из нее, как большинство детей. Вместо этого ревность сразу ушла внутрь, и истинная ее причина была утеряна, поэтому теперь для ревности выдвигаются ложные поводы и заявляется, что они вполне соответствуют действительности. Чтобы избежать такого искажения, нужно обеспечить маленьким детям такую опеку, которая позволила бы им быть ревнивыми, когда это оправдано. Я полагаю, что в норме ревность переходит в соперничество и честолюбие."
Дети - зеркало своей семьи
|
|
| |