http://mdspb.narod.ru/03infant_health4.htm
1. Особенности пищевого поведения на разных этапах онтогенеза человека и животных. Пищевое поведение и связанные с ним поведенческие реакции являются сложным актом, появляющимся с момента рождения и объединяющим в единую систему целый ряд структур и функций организма, от простых к сложным. Прием пищи у ребенка обеспечивают различные органы чувств. Прежде всего, необходимо упомянуть обоняние и вкус.
Основные элементы пищеварительной системы формируются уже на 3-4 месяце внутриутробной жизни. До рождения формируются сосательные и глотательные функции. Уже на 4 месяце внутриутробного развития наблюдают открывание рта и заглатывание околоплодной жидкости. В 5 месяцев плод начинает совершать спонтанные жевательные и сосательные движения.
Установлено, что нормально развивающийся плод заглатывает в течение суток около 450 мл. околоплодной жидкости и, следовательно, ее белок является для будущего ребенка важным источником питания, служит для развития функциональной активности его пищеварительной системы.
Основой пищевого поведения у новорожденного является сосание. В первые минуты и часы жизни, сосательные движения возникают спонтанно, без контакта с грудью и более похожи на жевание и облизывание, так как отсутствует элемент поиска соска и подкрепления в виде потребления молока. Однако у ребенка, уже прожившего сутки в организации пищевого поведения, и в частности сосательных движений, как одного из его компонентов, появляются такие черты, как: 1) поиск матери; 2) поиск области расположения соска; 3) захват соска; 4) сосание.
Исследования роли опыта ребенка до рождения в формировании раннего вкусового и обонятельного предпочтения показали, что оно связано с запаховой средой.
Во время приема пищи у новорожденного происходит синхронизация дыхания, изменение сердечной деятельности и кровяного давления, появляются специфические движения пальцев рук. Новорожденный ребенок способен осуществлять сосание, дыхание и глотание одновременно, хотя у взрослых во время глотания дыхание тормозится. У новорожденных имеет место перераспределение работы дыхательных мышц, переход со смешанного дыхания на грудное (выключение брюшного дыхания способствует прохождению пищи).
Было показано, что наиболее адекватными для младенца являются запах, тепло матери и вкусовые характеристики материнского молока. У щенков первых часов жизни также имеется строгое предпочтение запаха шерсти матери. У крысят и котят, ранние формы поведения которых хорошо изучены, этап пищевого поведения, включающий в себя поиск матери, определяется температурной рецепцией. Поиск соска определен, в свою очередь, запахом матери.
Вызывает интерес поведение котят, которые в эксперименте были лишены обоняния. Оказалось, что их поведение резко отличается от поведения других животных. У них снижалась двигательная активность, котята не прибавляли в весе и прозревали на 3-4 дня позже котят с нормальным обонянием. Если же котята были лишены обоняния сразу же после рождения, до первого кормления, все они были не способны схватить сосок и без искусственного вскармливания погибали. Отмечается также, что у лишенных обоняния животных не нарушался процесс сосания и глотания. Такие котята, вскармливаемые искусственно, росли и развивались так же, как и контрольные.
У животных в процессе локализации соска важную роль играет вкус и запах околоплодной жидкости, которую мать наносит на поверхность живота, вылизывая его после родов. Кроме того, высказано предположение, что в околоплодной жидкости и в слюне, наносимой постоянно на поверхность живота в течение всего периода лактации, близкий состав. У человека состав слюны и амниотической жидкости также сходен. Состав женского молозива весьма близок к составу околоплодной жидкости и отличается по вкусовым и химическим свойствам от зрелого молока. Показано также, что младенцы реагируют на запах своей матери и предпочитают его другим.
Таким образом, в организации питания многое зависит от тех связей, которые складываются между матерью и ребенком и поэтому неудивительно, что нарушения питания рассматриваются как явление, которое отражает трудности во взаимоотношениях между ребенком, матерью и даже другими членами семьи.
2. Классификация нарушений пищевого поведения.
Выделены четыре основные формы расстройств пищевого поведения, преимущественно связанные с нарушениями в материнско-детских отношениях: 1) регургитационные и «жевательные расстройства» в младенческом возрасте; 2) инфантильная анорексия (нервная анорексия у младенцев); 3) FTT (пищевое недоразвитие) и 4) PICA (постоянное поедание несъедобных веществ).
3. Регургитационные и жевательные расстройства (жвачка или мерицизм).
Это относительно редкие нарушения, которые встречаются одинаково часто у мальчиков и девочек. Основными диагностическими критериями являются: а) повторяющееся отрыгивание, пережевывание и повторное проглатывание пищи при отсутствии патологии желудочно-кишечного тракта и б) потеря в весе.
Первые проявления наблюдаются, как правило, в возрасте 3-12 мес. и могут продолжаться 2 года, а по некоторым данным – до 6 лет. К причинным факторам относят как избыточность, так и недостаточность материнской привязанности. В первом случае повторное проглатывание пищи рассматривается как усвоенная модель поведения, усиливающаяся под влиянием родительского внимания, а во втором - для привлечения того же внимания объекта привязанности.
В отдельных случаях жвачка является, по-видимому, замещающей формой поведения, приносящей удовлетворение. Рядом исследователей предлагается нейрохимическая гипотеза. В соответствии с ней одним из основных условий продукции опиатов, содержащихся в организме, (эндорфинов) является фактор привязанности. При низком уровне привязанности или полной депривации появляются условия для развития эндогенной эндорфиновой недостаточности. В этом случае пережевывание пищи, возможно, стимулирует продукцию эндорфинов.
Большинство детей выплевывают часть пережеванной пищи и в результате недоедания, постепенно их вес снижается. Наиболее высокий риск истощения наблюдается у пассивных детей при отсутствии достаточного внимания со стороны матери. Вместе с тем, докармливание не всегда эффективно, т.к. приводит к повторной регургитации.
В специальных исследованиях отмечается чрезвычайная редкость подобного расстройства в настоящее время. Другая серьезная проблема - это сложность жевательных расстройств при выявлении их причины. Оказывается, что в генезе регургитации и мерицизма играют роль факторы, связанные с незначительными пороками в развитии ЖКТ, неврологическая патология, депривационные и условно рефлекторные механизмы, что приводит, в конечном итоге, к формированию единого патофизиологического ответа в виде появления таких расстройств.
Психоаналитики считают, что регургитация и мерицизм являются внешним проявлением психического расстройства и означает выход того напряжения, которое происходит в результате дисгармоничных взаимоотношений между матерью и ребенком. Младенец начинает пережевывать, если не может вызвать к себе поддерживающего обращения. Матери пережевывающих детей представляются незрелыми, зависимыми, эмоционально неприемлемыми для своих детей.
Сторонники бихевиоризма полагают, что мерицизм - это усвоенная модель поведения, усиливаемая под влиянием родительского внимания.
Вместе с тем, превалирующей точкой зрения, к которой мы присоединяемся, является комплексный подход. В контексте этого подхода регургитационные и жевательные расстройства следует, по-видимому, рассматривать как результат взаимодействия биологических (пороки развития, неврологические и инфекционные заболевания, перинатальная патология), депривационных факторов или факторов гиперстимуляции (поведение матери), а также фактора развития самого ребенка (усвоенные модели поведения, купирование эндорфиновой недостаточности и т.д.).
4. Инфантильная анорексия (нервная анорексия у младенцев).
К диагностическим критериям относятся, во-первых, активный или пассивный отказ от пищи, во-вторых, избирательность в еде и, в-третьих, недоедание. Отказы от пищи нередко начинаются вскоре после рождения. Ребенок не просыпается для кормления, отказывается сосать или высасывает незначительное количество пищи. При активном отказе младенец следит за приближением рожка или ложки, что нередко приводит к опрокидыванию посуды с едой, а также выплевыванию пищи («пищевые войны»). При пассивном - дети отказываются принимать участие в процессе кормления, показывая полное безразличие к приему пищи и не выражая интереса к бутылочке или ложке. Жевание и проглатывание замедлены, пища задерживается в ротовой полости больше 45 минут.
Избирательность при приеме пищи выражается в специфических предпочтениях определенных продуктов, например яиц или творога. Некоторые дети отвергают пищу, имеющую зеленый или красный цвет.
К инфантильной анорексии относят продолжительные расстройства, длящиеся свыше 3-х месяцев, так как более кратковременные снижения аппетита часто связаны с введением новых продуктов, семейными переменами (рождение брата или сестры), изменениями в уходе, помещением в стационар. Наиболее часто от недоедания страдают дети, находящиеся на грудном вскармливании, так как матери не всегда следят за количеством высасываемого ребенком молока. Нередко такие дети ведут себя тихо, сонливы, и матери не испытывают затруднений при уходе за ними.
При изучении причин такого поведения у младенцев выявлен ряд специфических черт поведения матери [Сhatoor I. et al., 1984]. При наблюдении через односторонний экран за процессом кормления 72 детей выделена группа матерей, которые не понимали и не могли ответить на подаваемые ребенком знаки «голода». В результате они не справлялись с кормлением, и в их отношении к ребенку отчетливо преобладали агрессивные тенденции - раздражительность, недовольство и негодование. Показано также, что матери детей с инфантильной анорексией в 75,6% случаев неадекватно реагируют на знаки о голоде, вокализируемые их детьми.
Некоторые матери, напротив, не замечают признаков насыщения и продолжают «насильно» кормить, что вызывает сопротивление ребенка. Таким же образом могут «не воспринимать» потребности ребенка психически больные матери.
Проблемы с кормлением возникали в семьях, где старшие дети страдали пищевой аллергией, и мать после рождения находилась в состоянии тревожного ожидания. Участие отца в уходе и кормлении ребенка снижает тревожное напряжение матери.
Выделены этапы материнско-детских отношений при инфантильной анорексии [Сhatoor I. et al., 1996]. По мере развития младенческой нервной анорексии в системе мать-дитя отношения изменяются от: 1) диадической реципрокности, к 2) диадическому конфликту и, далее, возникает 3) борьба за контроль, которая заканчивается 4) «сделкой» в отношении пищи и 5) материнским «невмешательством». Иными словами, мать или справляется с инфантильной анорексией своего ребенка, или патологический стереотип пищевого поведения у него закрепляется.
О распространенности ранней детской анорексии говорят следующие данные. При обследовании 359 детей от 6 до 36 месяцев на значительные затруднения при кормлении в возрасте 6 месяцев указывали 6% матерей, о пищевых прихотях сообщали 12%. В возрасте 12 месяцев эти соотношения не изменились, а в возрасте 18 месяцев возросли до 24% и 15% соответственно. В 36 месяцев ранняя детская анорексия была отмечена уже у 34% всех детей, а 23% выказывали прихоти при кормлении [Jenkins S. et al.,1980].
На основе клинического опыта выделены три основных варианта инфантильной анорексии.
Первый вариант младенческой анорексии проявляется выраженной эмоциональной лабильностью с преобладанием дистимии - раздражительности, плаксивости, немотивированного беспокойства во время еды. Как правило, матери не могли понять, с чем связано такое поведение младенца, объясняя это тем, что ребенок хочет спать, что рядом не оказалось соски, что ему не нравится приготовленная пища. Стержневым симптомом у этих детей являются преходящие эпизоды сниженного настроения во время кормления, а неадекватное поведение матери способствует их закреплению.
Второй вариант младенческой анорексии проявляется немотивированным срыгиванием или во время акта кормления или сразу после него. Важными диагностическими критериями являются: значительный объем пищи, которую ребенок срыгнул, отсутствие вторичного заглатывания и пережевывания, незначительная связь с введением в рацион новых продуктов (иногда такая связь есть, однако при инфантильной анорексии нарушения питания проявляются длительный временной отрезок - около 2-3 месяцев и более). При этом варианте анорексии исключительно существенно отсутствие патологии желудочно-кишечного тракта любого генеза, а также гипертензионно-гидроцефального синдрома, которые могли бы вызвать срыгивания. Для детей с этим типом заболевания срыгивание или рвота большим количеством пищи становится обычным явлением. Часто младенец весьма охотно берет бутылочку, но, за несколько минут до того, как она опустеет, срыгнет большую часть проглоченного.
Третий вариант младенческой анорексии, характеризуется активным или пассивным отказом от приема пищи. При активном отказе ребенок поворачивает голову в сторону, отказывается открывать рот, сосать и глотать. Пассивный отказ сопровождается отвращением к возрастному рациону - мясным продуктам, кашам, овощам и фруктам и приводит к формированию необычных пищевых предпочтений: дети требуют лимоны, грейпфрукты и т.д. Младенцы, перешедшие на смешанные виды пищи, отказываются от кормления и требуют продукты, предназначенные для детей младшего возраста, при употреблении которых не возникает потребности жевать.
При описываемом варианте расстройства отказы от пищи могут начаться вскоре после рождения. Ребенок не просыпается для кормления, отказывается сосать или высасывает слишком малое количество пищи во время кормления. После 3-х месяцев младенец может активно сжимать губы в ответ на приближение бутылочки или ложки. Пищевые «войны» концентрируются на контролировании приближения ложки и приводят к опрокидыванию посуды с едой на пол или выплевывании пищи.
Таким образом, младенческая анорексия как специфический синдром нарушений питания у детей первого года жизни, связан преимущественно с механизмами частичной материнской депривации. В генезе этого синдрома имеют значение нарушения в системе материнско-детских отношений. Прогноз инфантильной анорексии различен и в значительной степени зависит от своевременного и квалифицированного вмешательства специалиста по психическому здоровью младенцев.