Сайт | Регистрация | Вход | Форум | RSSВторник, 19.09.2017, 16:27

Калейдоскоп

Сайт Бродниковой Елены Анатольевны

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 11
Форум » Обучение чтению, математике и всему необходимому » Познавательные способности » Память
Память
Бродникова_ЕленаДата: Воскресенье, 30.01.2011, 12:14 | Сообщение # 1
Генералиссимус
Группа: Praetor
Сообщений: 1593
Печеньки: 10
Статус: Offline
Как часто и взрослые и дети жалуются на свою память, на забывчивость. А как часто случается так, что вы вроде бы помните, вот буквально вертится на кончике языка, а вспомнить никак не можете.
Давайте здесь поговорим о памяти, ее видах, загадках и феноменах, о том, как развивать память и только ли в детстве это можно делать.
Для начала память бывает разная. Зрительная, слуховая, тактильная, кинестетическая, обонятельная, вкусовая.
А еще она бывает мгновенная кратковременная, оперативная, долговременная и вечная. В разных источникам можно найти разные классификации памяти.
Память так же меняется с возрастом, так у детей дошкольников она непреднамеренная, непроизвольная, а у взрослых бывает и непроизвольная и произвольная. Вы в этом можете легко убедиться сами. Интересно, а какая память у вас лучше работает: непроизольная или произвольная? Что вы сами лучше запоминаете: то что надо или то, что яркое, что привлекло ваше внимание? Я сегодня утром смотрела про шутки юмора и из всего запомнила вот это: люди лучше запоминают грубые, простые шутки, чем тонкий юмор. почем бы это?


Дети - зеркало своей семьи
 
EolinДата: Понедельник, 31.01.2011, 01:01 | Сообщение # 2
Рядовой
Группа: Друзья
Сообщений: 16
Печеньки: 0
Статус: Offline
я лучше всего запоминаю,если задействованы несколько видов памяти. Плюс ассоциации и эмоции при задействовании в процессе запоминания способствуют тому,что запоминается легче или само собой и помнится долго. Я= визуал,поэтому у меня отличная зрительная память.
 
Бродникова_ЕленаДата: Понедельник, 31.01.2011, 11:02 | Сообщение # 3
Генералиссимус
Группа: Praetor
Сообщений: 1593
Печеньки: 10
Статус: Offline
Ассоциативная память работает уже у взрослых, возможно, начиная класса с 3-5. У дошкольников механическая память.
Дети до 3 лет (условно-примерно) - память губка, запоминают все, этакое первичное накопление капитала - впечатлений, знаний, причем всеми сенсорными системами, сначала кинестетическая и эмоциональная память, затем после 4 (опять же примерно) месяцев зрение у всех становится ведущим и координирующим. Слуховая и зрительная память у детей этого возраста практически работают наравне и равноправно, друг другу помогают и друг друга дополняют.

После 3 лет (кстати, в различных племенах, которые удалось исследовать, дети после 3-4 лет уже достаточно самостоятельные члены племени, которые уже могут не нуждаться в постоянной заботе взрослыми, по сути они уже знают все, что знает большинство взрослых) память - сито. Память на интересное, новое, неожиданное, яркое (как и внимание, они же связаны неразрывно, память без внимания вообще не может существовать). Поэтому так часто можно наблюдать, что ребенок до 3 лет выучивал длинющее стихотворение вообще без усилий, а после трех не может четверостишие выучить. Именно поэтому когда родители хвастаются памятью своих малышей до 3-4 лет, это для психолога вообще ничего не значит. Отделы мозга, которые отвечают за память до 3-4 лет практически перестают играть хоть какую-то роль.
Но и память ребенка от 3 до 5-6 лет так же ничего не говорит о том, что будет в школе, какая у него будет память по жизни. Эта память тоже уйдет, зоны мозга, которые за нее отвечают, тоже не будут играть сколько бы важную роль.

И только к 6 - 7 годам начнет развиваться уже та память, с которой человеку жить дальнейшую жизнь, произвольная память, память коры головного мозга. Но чтобы она начала развиваться, нужен сигнал - память нужна, без нее никак, поэтому игры по развитию памяти должны быть хотя бы с 4 лет и достаточно регулярно, но еще важнее не специальные игры, а сама жизнь должна требовать от ребенка памяти.

Нет отдельного центра памяти, есть много разных, для разных видов, так есть центр, где хранятся автобиографические данные, его поражение ведет только к тому, что человек забывает все о себе, но не теряет навыков, не забывает язык, не забывает профессиональных навыков. Есть речевая память, математическая, образная и логическая, в общем много и разной памяти есть у нас. И это хорошо, природа так нас защищает, ведь без памяти мы ничего бы не могли делать.

Кратковременная память имеет очень ограниченный объем 7 +/- 2. Что это значит конкретно для нас, если мы решили заниматься с ребенком. Это значит, что ребенок не может запомнить больше этого количества разнородной информации. Принято называть единицу информации бит информации. Так удобно. Бит информации это может быть слово, обозначающее один предмет или класс предметов. Дети дошкольники группируют по разным признакам и чем младше, тем более странными могут быть эти группировки. так первоначально для них связанными будут предметы только потому что они лежат рядом. Но мы о логике поговорим в специальной теме, сейчас это нужно чтобы хотя бы отдаленно понимать, что наше представление о мире очень сильно отличается от детского, наши ассоциации для них неприемлемы.
Есть специальные теста на разные виды памяти, так вот у дошкольников ассоциативная память значительно хуже зрительной и слуховой. У подавляющего большинства детей дошкольников зрительная память лучше слуховой, причем как у девочек, так и у мальчиков. Это я сама проводила и это ярко видно, так в среднем из 10 картинок дети 6 лет называют 4-5 (если нет проблем с СДВГ, Астмой, хронических заболеваний органов дыхания, эти заболевания в первую очередь сказывают на слуховой памяти) ,а из 10 картинок называют 6. Ассоциативная же память очень низка, в среднем из 5 пар хорошо если назовут 2.
Так же я пробовала помогать детям вводя ассоциации в их способы запоминания, так это резко ухудшало и их слуховую и зрительную память. Но если я сама объединяла картинки в рассказ, связывала их между собой, ребенок мог назвать и все 10 с одного раза. Сами же дети в дошкольном возрасте это делать практически не могут, а если могут, то для этого необходимы регулярные систематические занятия.
Если ребенок к школе сможет так оперировать с материалом, то учиться ему точно будет намного легче.

самая простая игра - что пропало. Даже эта игра может многое сделать для ребенка. Кстати, вроде бы эта игра направлена на развитие зрительной памяти, но это не совсем так, если мы называем предметы, то включаем сразу связку: зрение/слух, так же эта игра развивает внимание, поэтому в книгах на развитие внимание вы всегда ее найдете, она развивает произвольность, ведь ребенок учится преднамеренно запоминать, развивается и ассоциативное мышление и запоминание, ведь если предметов много, их механически все запомнить трудно, а если сгруппировать, то это уже не будет представлять затруднений. Давайте пример: берем например такие предметы - белая машинка, ракушка, зеленая лягушка, замочек, зеленая вилка, белая ложка, деревянный кубик. Ребенок при обычном запоминании обязательно что-то забудет - если мы накроем и попросим все назвать. Но ведь в этой игре разные могут быть правила, так убираем сначала один предмет и надо сказать, что убрали, потом можно убрать два и три предмета, можно убрать два предмета а четыре поменять местами. Видите, надо не просто запомнить что, но еще и где лежало и как лежало. На этой игре можно ведь даже развивать эйдетическую память - по сути фотографическую память, когда можно запомнить бесконечно много всего, но по сути как один бит информации, как один кадр, который можно восстановить в памяти и рассматривать внутренним зрением. Это классный вид памяти.
Как бы я могла сгруппировать, объединить эти предметы.
1. белая машинка и белая ложка (цвет для детей является одним из первых оснований для группировки), сюда же замок, так как он металлический как и машинка, ряд: замок, машинка, ложка - группировка по смежности для детей лет до 4 это их ведущий способ группировки
2. зеленая лягушка и зеленая вилка, лягушка собирается есть вилкой, а ее можно посадить за стол - кубик, на кубик положить ракушку, это будет тарелка, дать ей еще и ложку - а здесь история, сама вот сейчас вышла. что у нас еще осталось? Вроде все. Любой ребенок может запомнить 2 бита информации.
Но делать это надо не в лоб. Я это делаю как будто для себя. Сначала ребенок запоминает как может, потом закрывает глаза или отворачивается, я убираю один или два предмета. Он угадывает или не угадывает, второе более вероятно. Затем я должна запоминать и вот в этот момент я все это проговариваю, объединяю (причем двигать предметы в реале нельзя, только на уровне как будто), так же проговариваю, что лежит по краям или по углам, если предметы лежат в два ряда, что рядом с чем, что против чего, обязательно считаю, в каком ряду сколько всего. Затем ребенок прячет или переставляет.
А потом ребенок закрывает глаза и он уже все может назвать, надо брать новые игрушки. Но детям нравится угадывать когда они правильно называют, когда у них получается, поэтому приходится еще поиграть.

Очень сумбурно написала, как мысль бежала (мои ассоциации happy на тему память)


Дети - зеркало своей семьи
 
EolinДата: Среда, 09.02.2011, 16:03 | Сообщение # 4
Рядовой
Группа: Друзья
Сообщений: 16
Печеньки: 0
Статус: Offline
Quote (Сладкоежка)
Очень сумбурно написала, как мысль бежала (мои ассоциации на тему память

супер написали-:) очень интересно. Нужно почитать еще раз внимательно.
Quote (Сладкоежка)
так вот у дошкольников ассоциативная память значительно хуже зрительной и слуховой. У подавляющего большинства детей дошкольников зрительная память лучше слуховой, причем как у девочек, так и у мальчиков.

вот этой не знала информации. Мне казалось,что это от ведущего канала зависит.
 
Бродникова_ЕленаДата: Среда, 09.02.2011, 16:21 | Сообщение # 5
Генералиссимус
Группа: Praetor
Сообщений: 1593
Печеньки: 10
Статус: Offline
нет, я тоже не знала, пока для исследования гиперактивности не провела в течении трех лет огромное количество исследований детей. Причем сначала я же занималась психосоматикой и бронхиальной астмой в том числе. И всегда надо было иметь контрольную группу такого же возраст и с таким же половым распределением. Так что все было в высшей степени научно и контролируемо. достоверность и надежность в пределах 0,01, я использовала Стьюдента в этих исследованиях.
У всех детей дошкольного возраст зрительная память лучше, мне практически не встречались иные результаты. но ведь это и так очевидно, дети на зрение больше полагаются ведь не даром. им надо увидеть, потрогать, поделать, а не услышать. У нас и зрительные центры больше, чем слуховые. И при поражении зрения последствия намного тяжелее, чем слуха. И вот на этом фоне наша школа, она опирается на самое слабое, что есть у детей.

Есть интересные исследования по скорости отклика, зрительный отклик выше слухового.


Дети - зеркало своей семьи
 
EolinДата: Четверг, 10.02.2011, 01:26 | Сообщение # 6
Рядовой
Группа: Друзья
Сообщений: 16
Печеньки: 0
Статус: Offline
Quote (Сладкоежка)
зрительный отклик выше слухового.

Quote (Сладкоежка)
зрительный отклик выше слухового.

а в этом контексте как развивать "более слабый" вид памяти? у Луки ведущий канал - зрительный (не смотря на проблемы со зрением), у нас с мужем тоже (к слову): получается,что ведущий канал усиливает качество аналогичного вида памяти,а другие? развиваются они развитием иных каналов восприятия или есть другие возможности?
 
Бродникова_ЕленаДата: Четверг, 10.02.2011, 09:52 | Сообщение # 7
Генералиссимус
Группа: Praetor
Сообщений: 1593
Печеньки: 10
Статус: Offline
Я бы вообще не связывала память с каналами восприятия. Никогда не встречала механизма их зависимости. Восприятие - как бы ворота входа информации, у зрителя лучше работает зрительный вход, у слушателя - кинестетический. Память очень сложно устроена, то место, где хранится информация, но это не склад, это активная система, вернее даже много различных систем. Кроме того, мы так же переводим одно в другое, очень много памяти у нас хранится в виде зрительных образов, а это вне зависимости от ведущего канала. А если ребенок дошкольник, то у него сначала ведущим является наглядно-действенный тип мышления и к 4-5 годам формируется и становится ведущим наглядно-образное мышление. Вербально-логическое к началу обучения в школе только начинает формироваться и считается, что будет достаточно сформировано только к 10 - 11 годам. И если все это учесть, то становится очевидным, почему у дошкольника хорошо развита зрительная память и очень плохо слуховая, ведь память и мышление вообще разъединяется условно, мышление без памяти невозможно, а при запоминании необходимо мышление. Но так же понятно, что лучше всего у ребенка развита кинестетическая память, память на действия, движения.
У Луки ведущий зрительный канал, как же это сложно сказать для дошкольников, ведь у него ведущий тип мышления наглядно-образный. У дошкольников вообще очень опасно говорить о каналах восприятия, это не корректно. Ведущим станет левое полушарие и вербально-логическое мышление, тогда и о каналах можно будет говорить.

А вербальную память надо обязательно развивать.
В первую очередь учить стихи, каждый день по маленькому стихотворению, ну хотя бы раз в неделю. Дети сегодня стали очень мало учить стихов, даже в школах. Это очень плохо сказывается не только на памяти, но и на мышлении в целом. Мозги наши устроены так, что тренируя что-то одно, мы всегда тренируем всю систему в целом.
игры типа "Снежный ком" очень хороши для развития вербальной памяти, правда не долговременной, скорее оперативной, но она тоже необходима и чем больше оперативная память, тем ребенку будет легче учиться. Так же эти игры развивают речь, развернутость, распространенность речи. Ребенку после таких игр будет проще придумывать, он лучше владеет языком. Суть этих игр в том, что дается первоначальное предложение и по кругу каждый игрок добавляет слово, добавлять можно в любое место:
- Дерево растет / Дерево растет на поляне / Высокое дерево растет на поляне / Высокое дерево растет на поляне возле дома / Высокое дерево растет на поляне возле большого дома / Высокое дерево давно растет возле большого дома...


Дети - зеркало своей семьи
 
Бродникова_ЕленаДата: Четверг, 10.02.2011, 17:35 | Сообщение # 8
Генералиссимус
Группа: Praetor
Сообщений: 1593
Печеньки: 10
Статус: Offline
По длительности хранения прошедших событий память представляет собой три последовательных этапа:
- мгновенная (сенсорная, иконическая) память;
- кратковременная память;
- долговременная память.

Сенсорная память:
Связана с удержанием сенсорной информации и служит первичному анализу и дальнейшей обработке сенсорных сигналов. Этот вид памяти заключается в образовании мгновенного отпечатка действующего стимула в рецепторах. Этот отпечаток отличается высокой информативностью, полнотой признаков, высокой скоростью угасания, если не подкрепляется повторными стимулами.
Нейрофизиологический механизм сенсорной памяти заключается в процессах следовых потенциалов, которые возникают в рецепторах. Продолжительность действия и сила этих потенциалов определяется силой действующего стимула и функциональным состоянием воспринимающих мембран рецептора.
При достаточной силе действующего стимула мгновенная память переходит в кратковременную.
На стадии сенсорной памяти непрерывный поток сигналов преобразуется в отдельные информационные единицы, часть из которых переходит сразу в долговременную память, где сохраняется неопределенное время. Остальная информация из сенсорной памяти стирается «спонтанным разрушением» при поступлении новой. Сенсорный след занимает больше времени, чем само воздействие из-за задержек и переключений в ц.н.с. Поэтому длительность хранения следов сенсорной информации составляет 0,1 – 0,5 сек. (100 – 500 мс.). Главной особенностью сенсорной памяти является ее относительно неограниченная емкость. Это обеспечивает возможность эффективного функционирования других видов памяти путем выбора, фиксации и переработки наиболее важной для организма информации. Запечатление действующей на организм информации происходит избирательно в соответствии с доминирующими потребностями организма.
Процесс запечатления информации и сенсорная память наиболее активны на ранних стадиях онтогенеза. Эти процессы у новорожденных получили название импринтинга. Его механизмы связаны с экспрессией специфических генов мозга (c – fos; c – qun). Эти гены перестраивают работу генетического аппарата нейронов под влиянием запечатлеваемого внешнего воздействия.
Следующий за сенсорной памятью этап называется кратковременная память. Кратковременная память подвержена вешним влияниям, которые разрушают сформировавшиеся энграммы. Наиболее значимая информация хранится в долговременной памяти. Эти виды памяти различаются по своим механизмам и оказывают друг на друга взаимное влияние. Период, в течение которого информационный след закрепляется и становится нечувствительным к внешним воздействиям, называется периодом консолидации. Периоду консолидации соответствует особый вид памяти – промежуточная память. Промежуточная память расширяет объем кратковременной памяти и увеличивает ее длительность.
В пределах краткосрочной памяти выделяют (психологи) первичную память, которая связана с мысленным повторением материала для его запоминания и интерпретации (оперативная память). Длительность этой памяти ограничивается несколькими секундами и материал стирается при его замене на новый. Долговременная память делится на вторичную путем создания ассоциаций, которые хранятся от нескольких минут до нескольких лет и третичную память, куда входят навыки, постоянно сопровождающие жизнь человека и практически не забываются (чтение, письмо, профессиональные навыки).
По форме проявления (И.С. Бериташвили, 1975) долговременная память делится на:
- образную – связанную с формированием, хранением и воспроизведением реального сигнала внешнего мира;
- условнорефлекторную - связанную с воспроизведением условных двигательных и секреторных реакций или заученных движений через некоторое время после их образования;
- эмоциональную – связанную с воспроизведением ранее пережитого эмоционального состояния. Этот вид памяти характеризуется высокой прочностью и скоростью образования;
- логическую (семантическую, словесную) – связанную с воспроизведением словесных сигналов, обозначающих внешние объекты и события, а так же вызванные им ощущения и представления.

Структурно-функциональная основа памяти
Каждый вид памяти (сенсорная, кратковременная, долговременная) обеспечивается мозговыми процессами разной сложности. В формировании энграмм участвуют различные структуры мозга, каждая из которых регулирует определенные процессы. Система регуляции памяти состоит из двух уровней:
- неспецифического (общемозгового);
- специфического (регионального).

Первый уровень выполняется различными отделами новой коры, за исключением лобного.
Второй уровень выполняется ретикулярной формацией, гипоталамусом, гиппокампом и лобной корой.
Фиксация информации внешнего мира состоит из нескольких этапов:
1. Связан с возникновением сенсорных следов. Они возникают за счет деятельности сенсорных систем.
2. Определяет кратковременную память. На этом этапе осуществляется процесс сортировки сенсорных сигналов в корковых отделах анализаторов. Из этих сигналов выделяется новая для организма информация. Этот процесс происходит за счет взаимодействия структур лимбической системы (в основном гиппокампа). При этом гиппокамп выполняет функцию функционального устройства, которое не допускает жесткой фиксации случайных следов.
3. На этом этапе фиксируются события, значимые для организма, которые были отобраны гиппокампом, и с этого момента подкрепляются различными системами, т.е. долговременная память имеет УР природу.

Существуют 2 гипотезы, которые объясняют значение гиппокампа в процессах памяти. Согласно первой гиппокамп оказывает косвенное влияние на механизмы обучения путем регуляции бодрствования и эмоционально-мотивационного возбуждения.
Согласно второй гиппокамп непосредственно связан с механизмами кодирования и классификации материала. Гиппокамп выполняет функцию фильтра, который выбирает стимулы, подлежащие регистрации в долговременной памяти, кроме того, гиппокамп участвует в извлечении следов из памяти под влиянием мотивационного возбуждения.
Гипоталамус прямыми и обратными связями связан с ретикулярной формацией. Гипоталамусом, таламусами. Через эту систему новая кора осуществляет регуляцию процессов памяти.
Ретикулярная формация оказывает общее активирующее влияние на процесс образования энграмм и включается в их структуру.
Например: при действии наркотических и др. нейрофизиологических веществ, которые угнетают функцию ретикулярной формации нарушается запоминание материала независимо от его сложности и эмоциональной значимости. Это объясняется подавлением активирующих ретикулоспинальных влияний и от этого ухудшается консолидация следов.
Важное значение для регуляции процессов памяти имеет таламус. При разрушении некоторых ядер таламуса (вентромедиального и дорсомедиального) ухудшается усвоение нового материала и удержание ранее заученной информации. Это связано с ослаблением активирующих влияний этих ядер на лобные отделы к.б.п. Сведения о внешней среде поступают в лобные отделы коры от сенсорных проекционных зон и от ассоциативных ядер таламуса. На основе этой информации и извлеченных из памяти энграмм формируется программа поведения.
К.б.п. является основным субстратом долговременной памяти. Дефекты памяти, возникающие при поражении корковых участков, связаны с разрушением хранящихся в них следов и затруднением воспроизведения.

Механизмы кратковременной памяти
Кратковременная память – оперативная память, которая обеспечивает выполнение текущих поведенческих и мыслительных операций. Одной из первых гипотез о механизмах кратковременной памяти является гипотеза реверберации. Анатомическим обоснованием этой теории служат классические данные Лоренто де Но о существовании в мозге замкнутых нейронных цепочек. Кольцевые структуры могут быть образованы в пределах одного и того же нейрона путем контакта боковых разветвлений аксона и дендритом того же нейрона.
Кратковременная память имеет двойственную природу. Внутри замкнутых цепей нейронов возбуждение может циркулировать даже после прекращения сенсорного воздействия. Фиксация сенсорного следа связана со стойкими изменениями синоптической проводимости , которая возникает при повторном поступлении к синапсу импульсного разряда определенной конфигурации. Перемещение ионов и метаболические изменения во время синоптической активности изменяют эффективность синоптической передачи, которая длится несколько секунд. Это вызывает структурные изменения белков, изменение концентрации и перемещение ионов.
Двойственную природу памяти подтверждает явление ретроградной амнезии, при которой происходит потеря памяти на предшествующие травме события, при этом вся другая информация сохраняется.
Замкнутые круги кратковременной памяти образуются как внутри к.б.п.. так и между корой и подкорковыми структурами (например, таламус – к.б.п.). В этих структурах находятся сенсорные и обучаемые нейроны. Реверберационные круги образованы корковыми пирамидными клетками V – IV слоев лобных и теменных отделов к.б.п.
В лобных и теменных отделах к.б.п. находятся структуры, отличающиеся геометрией и конструкцией нервных колец. В лобной коре – нейронные ловушки, в теменной – вертикальные объединения пирамидных клеток. Поэтому при отвлечении внимания между нейронами лобной коры нейронные сети разрушаются быстрее, чем между нейронами теменной коры, поэтому в эксперименте чаще появляются ответные реакции.
Длительность кратковременной памяти составляет от нескольких секунд до нескольких минут 7±2 единицы (тесты Эббингауза).

Механизмы долговременной памяти
Теории:
- Медиаторная (ацетилхолин, адреналин, серотонин);
- Белковая (молекулярная): белки памяти – S-100 (в гиппокампе)
14-3-2 (в к.б.п.);
холинорецептивный
ацетилхолиноэстераза
нейропептиды – АКТГ
окситоцин
вазопрессин
эндогенные опиаты;
- Иммунохимическая;
- Глиальная.

Основой долговременной памяти являются сложные структурно-химические преобразования на системном и клеточном уровнях головного мозга.
Медиаторная теория:
В механизмах долговременной памяти особое значение имеют изменения процессов химической передачи возбуждения. В основе химических изменений в синоптических структурах мозга лежит взаимодействие медиаторов.
Например: взаимодействие ацетилхолина с рецепторами постсинаптической мембраны и ионами натрия, калия, кальция. Поток этих ионов делает мембрану более чувствительной к действию медиаторов.
Под влиянием научения увеличивается количество холинорецепторов и это облегчает процесс фиксации информации под влиянием ацетилхолина. Антагонисты ацетилхолина нарушают процессы фиксации и извлечения материала, вызывая амнезию.
Адреналин и норадреналин пролонгируют активность нейронов, вызванную условным стимулом и т.о. обеспечивают запоминание.
Серотонин ускоряет научение и удлиняет сохранение навыков, которые были выработаны с «+» подкреплением.
Т.о. адренергические системы мозга причастны к формированию временных связей, а серотонинергические к их фиксации.
Предполагают, что холинергические механизмы мозга обеспечивают информационную составляющую процессов научения. Роль моноаминергических систем мозга сводится к облегчению подкрепляющих и эмоционально-мотивационных составляющих процесса научения и памяти. Причем холинергическая система находится под модулирующим влиянием моноаминергической системы.
Молекулярная теория:
Кроме химических процессов, происходящих в синапсах, в основе долговременной памяти лежат сложные процессы синтеза белковых молекул в клетках головного мозга.
Возникающие, при стойком сдвиге мембранного потенциала, физико-химические изменения служат основой для изменения белковой основы нервных клеток.
Одной из самых распространенных теорий памяти является гипотеза Х.Хидена (1967) о белковой природе памяти. Согласно этой теории информация, лежащая в основе долговременной памяти. Кодируется и записывается в структуре молекулы РНК.
Возможной основой долговременной памяти являются нейропептиды гормональной и негормональной природы. Нейропептиды регулируют память через взаимодействие с медиаторами и их влиянием на синтез белков.
Например: после инъекции вазопрессина процессы памяти улучшаются, противоположное действие оказывает др. гормон гипофиза – окситоцин.
Эндогенные опиаты (эндорфины) замедляют угасание УР, улучшают их сохранение, хотя ухудшают формирование.

Иммунохимическая теория:
Согласно иммунохимической теории памяти И.П. Ашмарина память имеет иммунохимический механизм формирования. В результате длительной циркуляции возбуждения на синаптической мембране образуются вещества, которые выполняют функцию антигена для антител, которые вырабатываются клетками нейроглии. Усиленный синтез белков-антигенов, которые поступают в околосинаптическое пространство приводит к их взаимодействию с клетками астроцитарной глии. Это вызывает синтез белков-антител. Они взаимодействуют с постсинаптической мембраной тех же нейронов и облегчают процессы проведения возбуждения в синапсах.
Глиальная теория:
Клетки нейроглии имеют особое значение в механизмах формирования долговременной памяти. На стадии образования и закрепления УР в глиальных клетках усиливается синтез миелина, в результате миелинизации увеличивается скорость проведения нервного импульса и эффективность синаптической передачи возбуждения.


Дети - зеркало своей семьи
 
Бродникова_ЕленаДата: Пятница, 18.02.2011, 14:36 | Сообщение # 9
Генералиссимус
Группа: Praetor
Сообщений: 1593
Печеньки: 10
Статус: Offline
Часто мы говорим ребенку - запомни и не говорим, как это сделать. Раскладывая перед ним картинки, говорим - запомни как можно лучше, а потом убрав их просим назвать, что было. Ребенок просто смотрел, потом что-то называет. Порой это что-то так далеко от того, что перед ним было. Я всегда прошу ребенка назвать вслух изображение, ведь ребенок может правильно запомнить, только увидеть может нечто иное и нам кажется - он не правильно запомнил, а он запомнил то, что понял, что осознал. У меня есть специальные картинки для проверки зрительной памяти, для меня кресло, для ребенка диван, для меня трактор, а ребенок назвал это машиной. Что я заметила, если мы уже разложили картинки перед ребенком и просим их назвать, он говорит, а мы исправляем, то он не запомнит наше исправление, он запомнит то, что сказал, поэтому надо разделять эти два вида деятельности - понимание и запоминание. Просто стоит для себя сделать заметку - вот это и это он не понимает или понимает не правильно, надо обратить внимание, показать, рассказать, а сейчас надо только заниматься памятью. Когда ребенок называет, то он уже вынужден перекодировать информацию, осмыслить ее и шанс запомнить значительно возрастает. Просто же рассматривание картинок для ребенка может ничего не значить. Кроме того, ребенок уже запоминает не только изображение, но так же и звучание слова, т.е. по сути начинают работать два вида памяти одновременно: зрительная и слуховая, а когда мы задействуем одновременно больше видов памяти, результат резко увеличивается.

Часто при собеседовании во время поступления в школу ребенку дается задание рассмотреть картинки и нарисовать как можно больше. Это могут быть разные, порой бессмысленные картинки, геометрические фигуры, солнышко, числа и буквы, домик и месяц. Этих картинок может быть до 20 и больше. Родители, видя такое задание порой приходят в ужас - это же невозможно запомнить, но для детей это задание не так страшно, как кажется, особенно если потренироваться. Здесь происходит перекодирование из зрительной системы в моторную, что важно при обучении письму, ведь ребенку тоже необходимо увидеть букву, а потом ее воспроизвести в кинестетической системе, поэтому такие задания очень полезны и в плане тренировки.

Многие системы по тренировке памяти рекомендуют подключать к запоминанию все доступные нам системы. При тренировке это можно делать быстро, вот перед вами ряд слов: лимон, машина, дерево, солнце, диван. Давайте ограничимся этим набором слов. Что необходимо сделать: вы видите слово ЛИМОН, представьте себе настоящий лимон, его цвет, вкус, запах, ощущение в руке от его шкурки - прохладная, шершавая или гладкая, тяжесть лимона, сочность, представьте как вы отрезаете ломтик лимона и кладете его себе в рот. Но сделать это надо очень быстро, одновременно. Это пишется долго, а представить надо лимон полностью, целостно.
Так же и машина: представьте конкретную, вы на ней едете, что ощущает ваше тело, запах внутри или запах бензина, что видите, что слышите, какие чувства у вас возникают в связи с этим образом.
Любое слово мы можем представить во всех его гранях: вид, звук (предмета или звучание самого слова, даже звучание слова у нас вызывает определенные эмоции, любое слово вызывает эмоции, вы можете проверить это вот здесь http://www.teron.fatal.ru/servisfonosemantika.php ). Так запоминать намного легче.


Дети - зеркало своей семьи
 
HomosapiensДата: Четверг, 26.04.2012, 17:02 | Сообщение # 10
Полковник
Группа: karo
Сообщений: 152
Печеньки: 2
Статус: Offline
Елена Анатольевна..возник вот такой вопрос по поводу памяти. Понятно, что у всех она разная ..и вот ты понимаешь, что у ребёнка хорошая короткая память..а другие виды памяти не очень..вернее долговременная..которая нужна и важна. собственно вопрос возможно ли её в школьном возрасте натренировать? Существуют наверное и курсы даже для этого..стоит ли искать? бывают ли они вообще хорошие? И если даже её тренировать возможно..то надо ли это делать теперь постоянно, что так сказать держать на уровне..например после курсов...
 
Бродникова_ЕленаДата: Вторник, 15.05.2012, 21:46 | Сообщение # 11
Генералиссимус
Группа: Praetor
Сообщений: 1593
Печеньки: 10
Статус: Offline
Долговременная память, натренировать - вопрос так не может стоять. Очень советую посмотреть или почитать что-нибудь Константина Анохина, он один из ведущих специалистов по исследованию памяти. Современному исследованию. Например вот здесь Константин Анохин: возможности нашей памяти безграничны
Если кратко, то дело обстоит следующим образом. Мы воспринимаем некую информацию. Она будет находиться в гиппокампе, Примерно через 2 часа происходит консолидация памяти, т.е. часть информации перейдет в долговременное хранение, наиболее активно этот процесс происходит во время сна. Причем это значимая информация, связанная с потребностями, или яркая, необычная, неожиданная, в общем не вся, далеко не вся. Когда память консолидируется, то она переходит в иное состояние, если до этого она обеспечивалась активностью нейронов и поддержанием активных связей между ними, то теперь задействуется механизм экспрессии генов, используется белок. В этом состоянии память может храниться бесконечно долго, во всяком случае временной лимит не обнаружен. Так же не обнаружено ограничение по объему памяти, на самом деле мы можем запомнить бесконечно много информации.
Исследования же показали, что память каждый раз перезаписывается при ее извлечении. Т.е. вы что-то запомнили, затем рассказываете, память на это событие перезаписывается уже с учетом того, что происходит во время рассказа об этом событии. Немного внесли изменений, уже их и запомнили, плюс эмоционально то, что чувствуете в этот момент. Еще раз в другом месте рассказали, в третьем и вот уже событие не узнать.
Этот момент очень важен, ребенок учит стихотворение, через пару часов рассказывает и ошибается - он запомнит уже свою ошибку. Из этого можно сделать важный вывод - ребенку при заучивании стихов, правил нельзя позволять ошибаться, ни разу. Лучше в опасном месте синхронно с ним проговаривать правильный вариант. Ведь в следующий раз он опять повторит эту ошибку и она закрепится еще прочнее.
Так же еще один важный момент, в то время, как вы вспоминаете нечто, память наиболее уязвима, стресс, громкий стук, нечто, что отвлекает наше внимание по сути стирает память на это событие или информацию.
Кстати, психоанализ и другие техники используют эту особенность нашей памяти. Вы рассказываете о травмирующем событии в безопасной обстановке, вы же в этот момент перезаписываете память на это событие, но уже с иным эмоциональным фоном.
Вспомнить что-либо не имея ассоциаций вы не можете. Значит для вспоминания важна ассоциативная связь. Она может быть любая: другая информация, т.е. слово, предложение, запах, прикосновение, вкус, боль. В этом могут участвовать все органы чувств. И этим как раз надо пользоваться. Именно это используется в мнемонических приемах, техниках. Например привязывается новая информация к комнатам в доме.
Что же по сути можно сказать о долговременной памяти, чтобы запомнить - информация должна быть интересной, значимой, связанной с потребностями, новой. Чтобы вспомнить, информация должна иметь некие ассоциативные связи и чем их больше, тем легче вспомнить, значит надо тренировать быстро и эффективно устанавливать осознанно эти связи. Ну это достаточно грубо.


Дети - зеркало своей семьи
 
Форум » Обучение чтению, математике и всему необходимому » Познавательные способности » Память
Страница 1 из 11
Поиск:


Copyright © 2010 All Rights Reserved Brodnikova Elena