С чего начинать
|
|
lina | Дата: Среда, 29.09.2010, 19:51 | Сообщение # 31 |
Сержант
Группа: Друзья
Сообщений: 20
Печеньки: 1
Статус: Offline
| Леша очень любит буквы, он на машинах все буквы замечает и спрашивает, а я боялась учить, вдруг не правильно научу. Он и некоторые слова занет, ну мама, папа, свое имя. ему бабушка показывала. Я уже попробовала, игра в конфетки очень понравилась, он ее теперь каждый день просит, только мы взяли печенье рыбки. Оно соленое. Я смотрела игры на сайте, а еще другие игры можете напечатать?
|
|
| |
Бродникова_Елена | Дата: Среда, 29.09.2010, 20:26 | Сообщение # 32 |
Генералиссимус
Группа: Praetor
Сообщений: 1593
Печеньки: 10
Статус: Offline
| Другие игры я точно собиралась выложить, в ближайшие дни этим займусь, спасибо, что подгоняете. Раз он любит, наверное и буквы уже знает, сам просит, то не стоит упускать такой момент. Только не играйте в одно и тоже. Детям надоедает и потом будет трудно ввести другие игры, лучше разнообразные в этом возрасте. и не засаживайте его за книги, он еще не готов к ним, лучше играйте. В машинки ведь он наверняка любит играть? Вы можете играть в стройку - машинки развозят разные материалы для строительства дома - карточки, с написанными словами: кирпичи, двери, паркет... Сами напишите то, что ему будет понятно. Вы кладовщик, разложите перед собой карточки, ваш малыш водитель, выберите место для стройки и туда ему надо отвозить карточки. Проговаривайте медленно, делайте упор на первый слог. Раз он знает буквы, то ему будет не сложно. Еще есть интересная игра для мальчишки, тоже с машинками. Развозить посылки, можете просто игрушечным зверям, а можете сначала построить домики из деревянного конструктора или крупного лего. Порой надо только толчок дать, а дальше дети сами придумывают подобные игры.
Дети - зеркало своей семьи
|
|
| |
Бродникова_Елена | Дата: Среда, 29.09.2010, 20:33 | Сообщение # 33 |
Генералиссимус
Группа: Praetor
Сообщений: 1593
Печеньки: 10
Статус: Offline
| Кто-нибудь слышал о ребус-методе? Вот о нем http://blogs.mail.ru/mail/lew_sternberg/C388D364B5096AF.html почитала я о нем и решила в чистом виде пока не брать, а вот кое-что мне очень понравилось. Решила я попробовать. Сначала предложила ребенку поиграть, говорила слов и потом его первый склад, интереса не увидела никакого. Вероятно это лучше бы сработало в группе. На следующее занятие решила сделать более весело и более понятно ребенку. В общем это не очень новый прием, но здесь я его применяла осознанно как подготовку к ориентированию в будущем на первый слог в слове. Сначала мы рассмотрели игрушки, затем я их спрятала и называла только первый склад, надо было угадать, кто это спрятался и хочет придти играть. Эта игра уже пошла просто на ура. Я даже задумалась о карточках, потому что у меня нет такого большого количества игрушек, чтобы можно было развить в полной мере умение с опорой на первый слог определять много слов.
Дети - зеркало своей семьи
|
|
| |
Приветливая | Дата: Среда, 06.10.2010, 15:24 | Сообщение # 34 |
Рядовой
Группа: Друзья
Сообщений: 12
Печеньки: 0
Статус: Offline
| Лена, у меня еще такой вопрос. Никак я не определюсь, надо нам подступаться к чтению или рано еще. Вадим любит что-то "писать", выводит разные знаки, а потом прочитыват, что написал. Просит иногда написать какое-то конкретное слово, чтобы самому потом срисовать. Выкладывает абру-кадабру из кубиков Зайцева и либо просит прочитать, что получилось, либо сам "читает". Я начала потихоньку с ним по вашим рекомендациям заниматься, совсем первые игры. И вот у нас такая история - сын в словах, начинающихся с гласной, определяет первый звук, а вот, если сначала идет согласный, то Вадим соединяет согласный с гласным, ну например, в слове "машина" у него первый звук "ма". Вообще, мне кажется, что рановато ему, мало что понимает или скорее не он мало понимает, а я плохо доношу. Последний звук не определяет. Но постоянно ходит и спрашивает меня, что с чего начинается. Интерес у него как-будто бы есть, но, честно говоря, я боюсь чего-нибудь не того напортачить))).
Вадиму 3 года и 10 месяцев. Учусь быть мамой...
|
|
| |
Бродникова_Елена | Дата: Среда, 06.10.2010, 16:38 | Сообщение # 35 |
Генералиссимус
Группа: Praetor
Сообщений: 1593
Печеньки: 10
Статус: Offline
| Света, я думаю вам будут интересны мои вот эти размышления. Натолкнули меня на них и то, с чем я всегда сталкивалась и то, что узнала во время учебы и изучение ребус метода. Я всегда считала, что надо давать фонетику. Фонетика, фонематический слух. Но что это? Если то, что дается в школе, тогда надо добиваться и знания ребенком правильных названий, слов - если первый звук, то и надо добиваться того, чтобы ребенок называл первый звук - (машина) - ММММ, но это всегда было трудно. всегда уходило много времени и сил. Ребенок слышит МАААА. Но мы не можем это назвать первым звуком, тут же два звука. И если мы согласимся с ребенком, что это первый звук, то у него гарантированно будут сложности. Если же ребенок не слышит звуки, не выделяет их в словах, то читать его учить практически невозможно, разве что целыми словами и тогда он будет узнавать знакомые слова, только до чтения ему будет далековато. Я это все делала и не раз, поэтому знаю, какой путь проходит ребенок. Средний, обычный ребенок, не одаренный в плане чтения, таких я тоже видела и работала с ними - это же просто счастье учить такого ребенка, только их очень мало. Так как же быть? Можно биться с ребенком - говорить, что он все не правильно говорит и дети это очень не любят, у них портится настроение, они отказываются заниматься. И вот я подумала, а может не сражаться? Подумала и решила поэкспериментировать. Как раз и девочка появилась, ей только что исполнилось 4 года. Замечательный возраст для обучения чтению на мой взгляд. Я не стала вводить названия, термины, мы ограничились простым: "Что ты слышишь в начале слова?" Правда же под этим может скрываться многое. Просто, что ты слышишь. Просто называла слова и сама же говорила, что вначале. МАМА - МА, ДИВАН - ДИ, ЛИМОН - ЛИ, ПАПА - ПА, ДАША - ДА, РЫБА - РЫ... Не интересно. не поняла, не стала продолжать. Ну что ж, надо придумать что-то другое. На следующее занятие я набрала игрушек. Мы их рассмотрели, назвали, поиграли и звери спрятались, но они давали подсказку, начало своего имени. Заяц спрятался и кричит - ЗА, о, это сразу стало понятно, она кричит - заяц. Еще прошла неделя и мы стали играть в игру "Посади цветы на клумбе". Я разложила кружочки, цветной стороной вниз, якобы пакетики с семенами, название написано, надо найти РОЗА, говорю - РО, она находит. так и играли уже с опорой а первый слог. Но я не называла - слог, просто что слышится вначале. Света, я ответила на ваши сомнения? Я думаю, когда ребенок уже начнет читать, когда ему будет лет 6 и ближе к школе ему будет легко объяснить отдельные звуки, достаточно будет поиграть с пуговицами разного цвета, повыкладывать слова. Но для чтения это умение не нужно, в этом я уже точно уверена. Это разные вещи, чтение и фонематический разбор слов, да еще со сложными схемами, которые даже взрослому сложно запомнить и сделать, но мы же умеем читать, верно? У нас многое случалось для того, чтобы облегчить, но все происходило как всегда. Вам обязательно надо учить читать, иначе он сам может научиться не всегда правильно. Нет. пожалуй не так. Вы не должны тащить его за собой, но следовать за его интересом и давать в том объеме, в каком ему это необходимо. есть распространенная ошибка, появляется интерес ребенка и родители слишком сильно загружают ребенка, засаживают за буквари. Но я вижу, вы не из таких, вы тонко чувствуете своего ребенка и вы очень не хотите ему навредить. Да, это всегда тонкая грань, с одной стороны скала, с другой обрыв и мы идем по тоненькой тропке. ребенок слышит РО или РА или РИ. Важно, чтобы мы сразу показывали все эти сочетания, чтобы он не запомнил, если видит первую букву Р, то всегда потом надо читать РЭ или РА. Я такое тоже видела. Склады, игры со складами, с короткими словами помогают это понять ребенку
Дети - зеркало своей семьи
|
|
| |
Приветливая | Дата: Среда, 06.10.2010, 18:06 | Сообщение # 36 |
Рядовой
Группа: Друзья
Сообщений: 12
Печеньки: 0
Статус: Offline
| Quote (Сладкоежка) Света, я ответила на ваши сомнения? Да, спасибо. Но появлися новый вопрос))) Quote (Сладкоежка) Я разложила кружочки, цветной стороной вниз, якобы пакетики с семенами, название написано, надо найти РОЗА, говорю - РО, она находит. так и играли уже с опорой а первый слог. Но я не называла - слог, просто что слышится вначале. Т.е. через неделю слоги девочка не только слышала, но и видела? Показывать, как я поняла, надо обязательно? И еще вспомнилось, последнее время Вадим стал сам делит на слоги слова и пересчитывать по пальцам сколько их. Вот тут тоже у меня загвоздка, как правильно в его случае эти самые слова делить, на слоги или склады? И как вообще можно извлечь из такого интереса "выгоду"?
Вадиму 3 года и 10 месяцев. Учусь быть мамой...
|
|
| |
Бродникова_Елена | Дата: Среда, 06.10.2010, 19:39 | Сообщение # 37 |
Генералиссимус
Группа: Praetor
Сообщений: 1593
Печеньки: 10
Статус: Offline
| Девочка видела, потому что она знает некоторые буквы, даже знание десяти букв достаточно для такой работы. Видеть конечно же надо, с детьми надо идти вперед, иначе можно застрять надолго. Я собираюсь сделать карточки со складами, чтобы можно было показывать отдельные склады. На слоги, я обычно хлопаю с детьми, но это к чтению имеет малое отношение. Можно выкладывать слова из кубиков по слогам. Но надо понимать, это не чтение. Деление на слоги (не на склады, а на слоги, один гласный - хлопок, потому что гласные являются определяющими слог) нужно уже ближе к школе.
Дети - зеркало своей семьи
|
|
| |
Бродникова_Елена | Дата: Пятница, 12.11.2010, 11:00 | Сообщение # 38 |
Генералиссимус
Группа: Praetor
Сообщений: 1593
Печеньки: 10
Статус: Offline
| У нас получился достаточно большой перерыв в занятиях - болезни, мои поездки, праздники. Большой перерыв и опять выяснение и бодание - кто в доме хозяин. - Я не буду играть в твои игры - Я буду делать только то, что хочу - Я буду играть только в то, во что играю дома - Уходи в другую комнату, не приходи ко мне... Что делать с ребенком, который так ведет себя? Если я пойду у него на поводу - так будет и дальше, а мне ведь надо его учить и читать и еще очень многому. Если я буду вести себя резко и как учительница - этот конкретный ребенок просто перестанет делать хоть что-нибудь. Не люблю такие бодания. Но делать нечего. Для преподавателя самое важное в такие моменты не заводиться, оставаться совершенно спокойной и принимать решения по ходу думая о последствиях, о том, чего хочешь добиться делая то или это. У меня условие жесткое: здесь я хозяин и играть надо по моим правилам либо мы договариваемся о правилах. Он же меняет правила как только видит (думает что понимает это) что он проигрывает. Но ведь на самом деле выигрывал, но не понимает этого. Если не хочешь играть, делать опыты, если не хочешь соблюдать самые элементарные правила безопасности, если пытаешься ломать игрушки - у меня нет проблем, мы больше не играем, все быстро и четко убирается. И самому брать тогда ничего нельзя. Или делаешь как надо и все будет здорово и весело или тебе скучно и ты просто сидишь и ждешь маму. Мне же есть чем себя занять, демонстративно села дописывать ответ на компе. Постоял, подумал минуты три и подходит: "Давай играть в твои игры". Пошли, тут же "забыла" обо всем, уже весело и все нормально. Интересно, что будет на следующей неделе. Здесь ведь про чтение, чтением успели позаниматься до момента выяснения кто в доме хозяин. Игра была скорее сказка. Жили-были буквы, все такие синие и согласные. Кто-то пыхтел - ППП, кто-то жужжал - ЖЖЖ и т.д. А потом к ним пришли гласные, стали звать их к себе в гости. Эта игра типа пристаней, только без самих пристаней на слияние согласных и гласных. Заодно повторили согласные - все помнит, а вот как сливать надо напоминать.
Дети - зеркало своей семьи
|
|
| |
Chertinka | Дата: Четверг, 05.05.2011, 22:07 | Сообщение # 39 |
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 3
Печеньки: 0
Статус: Offline
| Здравствуйте Елена Анатольевна! У меня к вам вопрос. У нас трудности со сложением букв в слог. Никак не может понять или я объяснить. Как тут быть? Кстати, не смогла вставить смайлы - пишет Найдены запрещенные ББкоды ([URL] или [IMG]).
|
|
| |
Бродникова_Елена | Дата: Пятница, 06.05.2011, 11:05 | Сообщение # 40 |
Генералиссимус
Группа: Praetor
Сообщений: 1593
Печеньки: 10
Статус: Offline
| попробовала смайлики вставить, это может антивирус так работать, спрошу сына, когда придет В чтении слияние как раз и есть самое сложное, поэтому для малышей складовый способ или сразу целыми словами предпочтительнее, тогда они знакомятся сначала с соединенными буквами, а потому отдельными. Дети ведь запоминают склады как кирпичики, целиком. Объяснять невозможно, нечего, я даже не представляю, как это можно сделать - объяснить логически как мы сливаем буквы. Но показать в играх это можно. Пристани, гаражи или аэропорт, в зависимости от того, что из мелких игрушек у вас есть. Вот здесь можете посмотреть, примерно в середине страницы есть картинка, что вам надо вырезать из картона http://detpsy.ucoz.net/index/uchim_bukvy/0-24 Нужны так же буквы, пластмассовые или картонные на отдельных карточках. Допустим у вас машинки и вы назвали эту игру Гаражи, даете машинку ребенку и одну берете себе. Размер полосок, их ширину делаете примерно по 5 см, длина разная, сантиметров 20 - 40. Буквы вываливаете в кучу на расстоянии примерно сантиметров 70, может метр. Как вам будет удобно. Вы попробуйте один раз и тогда можете под себя все откорректировать. Машинки подъезжают к буквам и какие-то буквы кричат - меня, возьми меня и свой звук МММ, ДДД (старайтесь брать сначала согласные, можете шипящие вообще сначала убрать), отвозите буквы и на свободные места их кладете. Затем выбираете гласные и чтобы согласные знали, кому ждать например гостя, надо кричать МА, МА, если вы взяли А и везете ее к М. Делаете картонные карточки со складами, это надо будет для игры в магазин. Набираете разные игрушки, предметы. Или берете разные картинки, это будет продаваться, старайтесь подобрать так, чтобы начало у того, что будете продавать, было разное. Игрушечные звери приходят в магазин, у них есть карточки (кстати, не надо делать все подряд, а только то, что будет продаваться, чтобы не было слишком много неопределенности), этими карточками надо заплатить. Помогайте не ребенку, а зверю. Это может выглядеть примерно так: "Мишка, ты хочешь малинку, давай, скажи еще раз МАААЛИНА, какое начало у МААлины, ты молодец, МАААА, давай поищем у тебя МАААА, ты молодец, вот же МААА". Произносите утрированно акцентированно. Это более похоже на занятие. Буквы на карточках, показываете быстро сменяя согласную и гласную, ребенку надо их произносить. Р - А, а еще быстрее, Р-А, еще быстрее РА не берите на этой стадии буквы Я, Ё, Ю, И, Е, не берите шипящие, они сложны детям. Пишите слова пуговицами, на той странице по ссылке дано слово кот. Берите короткие слова. В таком варианте дети быстро понимают, что значит сливать. Только обязательно соблюдайте правило слева - направо, не сделав одну букву, не переходите к другой и сами в процессе постоянно проговаривайте те буквы слитно, которые уже написали. Вы сделали две буквы, говорите - КО, КОООО, КОО еще одно упражнение помогает многим детям. Положите в столбик три буквы А О У Берите по очереди согласные буквы и пусть они по очереди скользят вниз - ТА, ТО, ТУ, затем ребенок берет любую согласную. Чтобы не путать, выберите только согласные. Пусть согласные скользят с другой стороны - АТ, ОТ, УТ. играйте так совсем не долго, по три согласных вполне достаточно. На следующий день или через день возьмите другие гласные. Доктор. Выберите только согласные буквы, они лежат перед ребенком. Возьмите букву А и спросите ребенка, что он говорит, когда показывает горлышко врачу? Правильно, он говорит АААА, а теперь надо проверить горлышко у всех букв и тут же берете одну из букв, подносите ее к А (ставите ее перед А) и говорите БААА, если вы взяли Б, спросите ребенка, как он думает, болит ли горлышко у Б? Если болит, назначьте принимать мед или что хотите, так с другими буквами. На следующий день пусть в гости к согласным буквам придет буква У, это дудочка, в нее все буковки хотят подудеть, по очереди берите буквы и дудите в дудочку: ДУ, МУ - ой, смешно получилось, М в дудочку мычит. Делайте все по возможности смешно.
Дети - зеркало своей семьи
|
|
| |
Chertinka | Дата: Воскресенье, 08.05.2011, 23:39 | Сообщение # 41 |
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 3
Печеньки: 0
Статус: Offline
| Quote Объяснять невозможно, нечего, я даже не представляю, как это можно сделать - объяснить логически как мы сливаем буквы. Но показать в играх это можно. спасибо. Вчера читали книгу Олеси жуковой. Слоги Ма Мо и т.д. Там на картинке показан человечек бегущий от буквы М до А, и описано как читать его вместе. Читали, потом пришел папа. Дочка отчитывается: Мы читали с мамой книгу, Она мне говорила читать две быквы а я хотела одну и одну
|
|
| |
Бродникова_Елена | Дата: Понедельник, 09.05.2011, 11:10 | Сообщение # 42 |
Генералиссимус
Группа: Praetor
Сообщений: 1593
Печеньки: 10
Статус: Offline
| Я знаю этот букварь. Но его одного редко бывает достаточно, хотя как помощь вполне хорош
Дети - зеркало своей семьи
|
|
| |
Chertinka | Дата: Понедельник, 09.05.2011, 20:04 | Сообщение # 43 |
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 3
Печеньки: 0
Статус: Offline
| Да, мы не только одним им пользуемся
|
|
| |
Locri | Дата: Пятница, 13.05.2011, 16:02 | Сообщение # 44 |
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 14
Печеньки: 0
Статус: Offline
| Здравствуйте! давно я здесь не была... у меня вопрос по поводу фонематических игр. (нам 3.7, мы учим буквы, довольно лениво, в том смысле, что не ставим перед собой цель срочно научиться читать. но буквы знаем уже почти все, часто в них играем, их рисуем, пишем, обводим, изображаем, в общем букв дома много в разных формах). мы часто играем в игру: подбери слова с этим звуком. и тут возникает вопрос: что делать с правилами орфографии? ведь олень и обезьяна на букву о, но она там не звучит как о. и таких примеров множество: все случаи редукции гласных, и оглушение согласных. как можно это объяснить маленькому ребенку? и еще про й, который звучит в ряде гласных - есть какое-нибудь объяснение? а то с простейшим словом "яблоко" - куча проблем возникает.
|
|
| |
Бродникова_Елена | Дата: Пятница, 13.05.2011, 17:13 | Сообщение # 45 |
Генералиссимус
Группа: Praetor
Сообщений: 1593
Печеньки: 10
Статус: Offline
| Locri, вы затронули очень сложный вопрос, который существует в русском языке. С одной стороны объяснять ребенку правила еще рано и вряд ли он поймет, но с другой стороны есть то, что есть: пишем МОЛОКО, а говорим МАЛАКО. Да еще и звонкие-глухие согласные. А еще просто проглатывание согласных, вот слово СОЛНЦЕ, без него не обойтись, а в разных областях-городах говорят по разному, я слышала несколько вариантов. Да и в одном городе в разных семьях по разному. чаще так: СОНЦЕ. И как это объяснить ребенку? Я вначале разделяю звуки и буквы. Четко и просто: звуки - это то, что слышат ушки и произносит ротик, а буквы, это то, как эти звуки люди пишут на бумаге или буквами или на компе, в общем буквы мы видим. можем ли мы увидеть звуки? Ну если не вдаваться в сложности и графики, то нет, звуки мы не видим, только слышим. Мы их можем обозначить цветом, значками, но сами звуки не видим. Буквы видим, чтобы их услышать, надо их назвать. Можно попробовать особо любопытным детям предложить послушать пение птички и предложить изобразить, повторить это пение - это практически невозможно. Можно сказать, как люди изображают мычание коровы или мяуканье кошки на разных языках. Это очень показательно, в первую очередь, что все слышат звуки, которые издает кошка, но называют это по разному. В общем нам надо подвести ребенка к мысли, что слышимое не всегда можно однозначно изобразить буквами. Второй шаг: рассказать, показать, как говорят люди по русски в разных местностях. Взять слово МОЛОКО, где-то акают - МАЛАКО, где-то окают - МОЛОКО, где-то что-то по середине. А слово одно. Если бы все писали так, как слышат, то люди бы быстро из разных городов перестали бы друг друга понимать. Можно привести и пример с иероглифами, они одни, одни и для китайцев и для японцев, да и в самом Китае один иероглиф озвучивают очень по разному, но пишут одинаково и это позволяет людям понимать друг друга. Дети обычно такие вещи понимают быстро и соглашаются, что это может быть: пишут так, а произносят иначе, причем где-то как пишут так и произносят. Следующий шаг - назвать те места, где происходит изменение. Гласные О и Е, если без ударения, то превращаются в звуки А и И, это и все, не сложно и не много. проверяем изменением слова или говорим, что есть такие слова, которые надо просто запомнить, их не так и много, но их запоминают в школе. Теперь согласные. Таблица Зайцева помогает в этом деле - парные звонкие в определенных местах могут звучать как свои братья - глухие. Опять же опасное место, спроси взрослого или проверь, а проверить просто, можно посчитать. Слышим ЛОШКА, считаем: одна лошка, две лошки, три лошки, четыре лошки, пять лоЖек, все услышали, что Ш превратился в Ж, значит и в слове ложка, надо брать, ставить, писать букву Ж. Й, детям бывает это сложно. Но я объясняю опять же просто и проблем никогда не возникало. каждому пальцу правой руки принадлежит по букве, начиная с большого - А, О, У, Ы, Э, левой - Я, Ё, Ю, И, Е, они попарно соответствуют друг другу А - Я, О - Ё и так далее. на левой руке буквы состоят из двух звуков, кроме И: Я - ЙА, Ё - ЙО, Ю - ЙУ, Е - ЙЭ. Это конечно не точно, но для детей этого достаточно. так же сами помним, что й это мягкий согласный. й в буквах я, ё, ю, е обозначает мягкость, которую они отдают согласной, после которой стоят. Если писать слова пуговицами, кружочками, то это ярко видно и очень понятно. Если мы составим схему слова ЯБЛОКО, то вначале у нас будет маленькая зеленая пуговица - й, потом красная - А, потом синяя Б, синяя - Л, красная для звука А, синяя для К и красная для А и сразу говорим, что слышим так, а пишем иначе. Как факт, который надо просто принять.
Дети - зеркало своей семьи
|
|
| |