Сайт | Регистрация | Вход | Форум | RSSПонедельник, 09.12.2024, 18:44

Калейдоскоп

Сайт Бродниковой Елены Анатольевны

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 4 из 4
  • «
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
С чего начинать
VatrushkaДата: Воскресенье, 09.10.2011, 21:54 | Сообщение # 46
Рядовой
Группа: Ищущие
Сообщений: 10
Печеньки: 0
Статус: Offline
Здравствуйте,Уважаемая Елена Анатольевна!
Спасибо вам за такую полезную и хорошо структурированную информацию.Когда читаешь,всё так просто кажется...
Вот я и решила (совсем не специалист)попробовать приобщить дочь к чтению. Тем паче пора уже(4.5 Варваре), да и интерес к печатному слову проявляет давненько.
Столько вопросов сразу. surprised Засомневалась даже в своих силах.(((

Добавлено (09.10.2011, 21:54)
---------------------------------------------
Прокомментируйте, если можно мои попытки...
Фонематический слух проверяли. "Растянутое" слово ребёнок слышит, а "отрывистое" - нет. Что это значит? Может быть я слишком длинные слова говорила или как-то неправильно? Длинное/короткое слово - тоже всё мимо кассы. Показываю с помощью разведения рук слово - соглашается, но на следующей паре - опять говорит не о слове, а о значении. Так и не смогла до неё донести("всё надоело").Как можно ЭТО потренировать? Или она просто не готова?
Слова на карточках из 3 букв узнаёт по 1й букве, если буквы одинаковые - путает.
Искали зверей(игрушек) в лесу - Варя скандирует, хоть ты тресни. Просто периодически играть в это, или есть другие варианты с ударением?
И ещё вопрос. букв знает много, но не все.Как работать в этом направлении?Играть с незнакомыми буковками специально?
Где-то у вас игру про робота ещё подсмотрела(на слуховую память)-выполнять неск. команд в определённой последовательности - очень понравилась! Подскажите сколько команд и насколько сложные должны осилить детки в 4.5 года? З команды мы запомнить не можем, а меньше смысла нет, мне кажется.Или их упростить по-максимуму?
Буду очень благодарна за внимание к моим, возможно дилетантским, вопросам biggrin

 
Бродникова_ЕленаДата: Понедельник, 10.10.2011, 10:29 | Сообщение # 47
Генералиссимус
Группа: Praetor
Сообщений: 1593
Печеньки: 10
Статус: Offline
Quote (Vatrushka)
"Растянутое" слово ребёнок слышит, а "отрывистое" - нет.

попробуйте сами представить, что происходит в мозгу ребенка в том и другом случае. Не опираясь на знания и не привязывая к фонетике, а просто, что происходит. Растянутое слово для ребенка есть единое, целое слово, только длится дольше, чем обычно, значит задействуется оперативная память и распознавание слова и сличение с тем, что в памяти уже есть. Если перевести в зрительную модальность, то это будет картинка, но сильно растянутая по длине, узнать можно, но для этого понадобиться немного большее время, потому что похоже на то, что знаете, но есть некое искажение.
А теперь слово разорванное. Это уже совсем другая картина. Поток звуков/пауза/поток/пауза
но если даже не пауза, то все равно есть некое обозначение конца слова. а здесь появляются не слова вроде, т.е. кусочки, не несущие смысла и значит мозгу их надо сложить, склеить. Но если раньше такой работы не делал, значит это есть проблема. Синтез. Анализ и синтез. Сначала проанализировать - что это? Есть ли смысл? сличить с имеющимся и сделать вывод - нет, в этом нет смысла. А что с этим делать? речь, склеить, синтезировать. Это уже задача. Новая задача. И здесь оперативная память должна работать намного лучше, ведь времени больше должно быть под нее отведено. Держать все кусочки в голове пока не прозвучит последний и тогда только работать. Это трудно. И вот тут как раз ярко проявится наличие фонематического слуха в том числе. Ведь если исказится хотя бы один слог, то появится неправильное слово, потому что другие слоги уже не поддерживают смысла целого, ведь они такие же кусочки.

Я не слишком сложно это объяснила? Думаю, вы поняли, как надо работать в этом направлении и насколько это может оказаться полезным для ребенка. Начинайте с двух слогов и постепенно увеличивайте.

Говорит не о слове, а о значении - очень яркое проявление того, что само слово прозрачно. Важен смысл, т.е. она реально не осознает оболочку слова, а сразу скатывается в смысл. Не готова, но у вас уже нет времени ждать. А ждать можно так долго, что никогда не дождетесь. На самом деле вы уже пропустили сенситивный период для этого и поэтому будет в чем-то трудно. Для речи сенситивный период до 3 лет. Но он на самом деле немного дольше, только с 4 до 5 формируется языковый барьер и многое уже как бы закрывается. Т.е. если в 3 года ребенок готов играть со звуками, то в 4.5 уже может и не желать это делать, для него это вроде как нарушение неукоснительных правил.
Тренировать обязательно, слово, два в день. Через месяц будет получаться. Но будьте с одной стороны настойчивы, а с другой легки. Говорите слово и сами тут же давайте ответ. Вы сами, вроде как и не для нее. Ну через день. Вроде как вам самой это интересно. Дети привыкают ко многому. И для нее будет вроде как не для нее, но она же будет слышать и слушать и понимать в итоге, что же надо.

Слово, его звучание прозрачно. Пока это так, очень трудно учить читать. Ведь для нее это на данном этапе по сути не имеет смысла. А интерес к буквам просто к к чем-то, что есть вокруг и что для всех имеет смысл, чем-то наполнено, а для нее нет, просто картинки.

Ударение, поиграйте со словами ставя ударение на все слоги подряд. Молоко: мОлоко, молОко, молокО
Вы можете так раза три поиграть и дочка поймет, что же это за зверь - ударение.

Ребенок может читать зная 10 букв. И не читать зная все. Не в этом дело, не в самом знании букв. Но только в том, что понимает: звуки произносим и произносимые звуки обозначаем буквами. Но не просто знает когда это, а понимает, чувствует, осознает.
В 4.5 года играть в целые слова в общем уже поздно.
Но я бы на вашем месте еще бы попробовала с ней следующие тесты: зашумленные картинки. Вы наберите в поисковике и найдете. Картинки, разрезанные на несколько частей, начиная с 4. Не пазлы, а именно целые картинки, причем не прямоугольные. а любой формы.

Вопросы ваши не дилетантские. О них специалисты до сих пор спорят, так что это сложные вопросы

Команды. Вам три надо выполнять, обязательно играйте. А сложность, так пробуйте сами. И это упражнение далеко не только на память, а так же на формирование программы действий, что намного важнее памяти, на параметральность мышления, что еще важнее.
Вы не команды упрощайте, а словесное их описание, они должны быть как можно более краткими, т.е. давая три команды попробуйте уложиться в 6 слов для начала и очень постепенно увеличивайте: мишку на стул, собачку в ящик, часы мне. Но если вы скажете так: положит мишку на стул, а потом возьми собачку и отнеси ее в ящик, после этого подойди к столу, возьми часы и принеси их мне, то ребенок сможет запомнить только одну команду и часть второй - про мишку и взять собачку, а что с ней делать, уже вытеснено. Кратковременная память 7 плюс минус 2, но плюса у детей никогда не видела, а вот минус - 5 это пожалуйста. А видеть одно задание как целое и одно, ребенок еще не может. Для этого лобные доли еще не достаточно развиты, их формирование заканчивается к подростковому возрасту.


Дети - зеркало своей семьи
 
VatrushkaДата: Пятница, 14.10.2011, 01:15 | Сообщение # 48
Рядовой
Группа: Ищущие
Сообщений: 10
Печеньки: 0
Статус: Offline
Quote (Сладкоежка)
Я не слишком сложно это объяснила?

Нет biggrin Но пока сложновыполнимо для нас.
Вчера, видимо, вспомнив, как мы сравнивали длину слов(устно), Варя принялась слова на бумажках сравнивать("Смотри холодильник длиннее кухни" surprised ) biggrin Может потому что зрительный канал восприятия силнее...?
Ещё играли так: я говорю "что", она "какой"(стекло-стеклянный, холод-холодный), сначала сбивалась на суть слова(стекло - прозрачное), потом поняла-понравилось happy
А игра в "цепочки"...нам ведь звуки важно чтоб слышала? Я говорю "лев", она придумывает на "Ф" слово. Или надо исправлять и объяснять.....всё то что вы писали несколькими постами выше. wacko Я не уверенна, что Варя готова это воспринять(или я не готова это ей объяснять).Так же в "Конфетки"-у ребёнка получилось слово "ЩОТ" и она радуется,что такое слово есть. Пришлось разочаровать.
И как избавляться от конечных гласных(последствия заранее выученых букв), которых нет? Например, КОТэ, УХа. Многократным повторением/объяснением?

Прям засыпала вопросами...

Добавлено (14.10.2011, 01:09)
---------------------------------------------
Quote (Сладкоежка)
А в конце поиграли в игру, которую мне подарила Ассоль. Она как раз была полезна для того, чтобы успокоиться. Я впервые увидела ее пользу в том, чтобы учиться владеть собой, не только контролировать свои движения, но и свои нервы. Эта игра состоит из колечка и палочек разной толщины. Бросаешь кубик и вытаскиваешь палочку нужного цвета. А на кубике обозначены цвета.

Интересно, а как называется игра? Или ссылку...Нам тоже надо нервы и эмоции как-то учится контролировать.


Сообщение отредактировал Vatrushka - Пятница, 14.10.2011, 12:30
 
Бродникова_ЕленаДата: Пятница, 14.10.2011, 08:39 | Сообщение # 49
Генералиссимус
Группа: Praetor
Сообщений: 1593
Печеньки: 10
Статус: Offline
Игра как называется, не знаю, ссылку не знаю, могу фото дать. Она в матерчатом мешочке и названия нет, там написано только как играть
Прикрепления: 9569251.jpg (146.6 Kb)


Дети - зеркало своей семьи
 
Бродникова_ЕленаДата: Пятница, 14.10.2011, 08:52 | Сообщение # 50
Генералиссимус
Группа: Praetor
Сообщений: 1593
Печеньки: 10
Статус: Offline
Длину слов для визуала очень хорошо сравнивать, если будете выкладывать слово по звукам кубиками, пуговицами или другим материалом, тогда точно будет видно и просто и наглядно
Объяснять как можно меньше. Делать. давать кратчайший комментарий по ходу.
Никогда не оставлять ошибки. Тут иначе будет беда. Запечатление происходит мгновенно и потом вы не вырубите это годами. Так что никаких ошибок даже если жалко разочаровывать. Но не вдаваться в подробности, не разводить эмоции.
Много слов неправильных, которые детям кажутся правильными в силу того, что они не знают правил. Я обычно говорю в этом случае кратко и нейтральным голосом и очень быстро перехожу дальше. ХОТ - (ребенок всегда скажет - есть такое слово), а я говорю хот - нет такого слова, потому что ходи, Д надо чтобы было, давай, ХОДИ, ХОДИ дальше.
всегда можно быстро вывести ребенка и при этом он запомнит, что хот это не слово. можно иначе сказать. Да, слышим так, а пишется иначе, ну что поделаешь, такой уж наш язык. Таких примеров 5 и ребенок уже четко понимает, что язык вещь не такая прямолинейная. Что далеко не все как слышится, так и пишется. и тут можно очень быстро просо привести примеры - молоко, ворона, воробей, собака. Примеры близких ребенку слов. Как пишется и как говорим мы. Как вы говорите. Потому что на самом деле я не знаю, как вы произносите эти слова. Я слышала разное произношение. И это тоже можно один раз рассказать, что вот Россия большая, в ней много разных областей, городов и есть города, где окают - показать, где акают - изобразить, где вообще проглатывают полслова и понять невозможно что говорят. И если бы все писали как говорят, то не было бы одного языка и люди приехав из одного города в другой не могли бы даже понять, что написано на вывесках. А так все понимают.
Это снимает у детей обиду, разочарование. Просто надо принять этот факт и все. Как стол, как зиму. что обижаться, что лето прошло. ничего не поделаешь.

Игра в цепочки. А вы просто договаривайтесь. Сейчас играете на буквы, а сейчас на звуки. И чередуйте. и ребенок еще раз убедиться, как часто слышим одно, а пишем другое. Если не верит, то быстро напишите в ворде или поисковике и тут все будет ясно.

Конечные гласные, объяснять в общем нечего. Пройдет со временем. Но это конечно трудность, которой могло и не быть.
Если ребенок составляет слово используя эти гласные, огласовки или неправильно запомнив, то я чаще иду от противного. Он пишет пуговицами так, что появляется лишний гласный, я озвучиваю ярко, утрированно с этим гласным, ребенок смеется и мы быстро лишнее убираем. Несколько раз и обычно это проходит.
Лучше чтобы было смешно. Когда ребенку смешно, он запоминает
Когда эмоции негативные - он вытесняет и их и все, что вокруг них было захватывая и полезное. А родители потом удивляются, ну почему такой балбес, говоришь, говоришь, а не запоминает. Так не надо говорить. Родители вообще сильно склонны много говорить ненужного и вредного и чего же потом удивляться.


Дети - зеркало своей семьи
 
VatrushkaДата: Понедельник, 17.10.2011, 18:46 | Сообщение # 51
Рядовой
Группа: Ищущие
Сообщений: 10
Печеньки: 0
Статус: Offline
Елена Анатольевна,спасибо за ваши комментарии.
Расскажите пожалуйста про это:
Quote (Сладкоежка)
Но буквы мы все же посмотрели. Выяснили, что красные гласные и их 10 штук. Мы их на пальчики посадили. Но это надо делать еще много раз, это важное упражнение.
Для чего это важно?И в чём суть упражнения?


Сообщение отредактировал Vatrushka - Понедельник, 17.10.2011, 18:47
 
Бродникова_ЕленаДата: Вторник, 18.10.2011, 09:09 | Сообщение # 52
Генералиссимус
Группа: Praetor
Сообщений: 1593
Печеньки: 10
Статус: Offline
Сейчас у меня появилось несколько школьников, а еще больше приходили просто с жуткими проблемами и со страхом - не сдать переводные егэ в 5 класс. И почти у всех была проблема непонимания сколько гласных и как они соотносятся между собой - нет системы, нет понимания. А это упражнение дает сразу как бы стержень, основу, на которую насаживается очень многое в русском языке. Одна система легко тащит за собой вообще системность мышления и другие системы русского языка. Без правил, а на уровне ощущения тела. Это важно, это дает понимание на глубинном уровне, которое уже никогда не потеряешь, когда просто знаешь и не нужны правила. Я это по себе знаю, в 8 классе в сочинении у меня было что-то около 50 ошибок. Сейчас же я очень редко ошибаюсь, да и то, это чаще всего опечатки, я ведь пишу десятипальцевым слепым методом, а иначе столько не напишешь.
Теперь само упражнение. Гласные буквы, речь сначала пойдет только о буквах, это надо подчеркнуть ребенку. Выставляем вверх большой палец правой руки и говорим А, мы как бы посадили, привязали А к большому, главному пальцу правой, главной руки. А - начало алфавита, тем она и знаменита. Вспомните любые стишки об алфавите. А остальные пальцы сжаты. Выставляем в сторону указательный палец правой руки и говорим О и так далее. Порядок, кстати, не важен. Я привыкла к старой Зайцевской попевке, но сейчас и у него другой порядок. Это не важно. Затем поднимаем левую руку и выставляем большой палец, говорим Я и прикасаемся им к большому пальцу правой руки А-Я. Я на большом пальце, она ведь тоже главная, потому что она в конце, быть в конце это тоже важная задача. И так все остальные пальцы. Получается, что мы привязали их попарно, причем на уровне тела. Теперь мы пропеваем их парами: А-Я О-Ё У-Ю Ы-И Э-Е. И вот теперь надо с ребенком понять, почему именно так, почему они пары. Разные дети это понимают по разному. Вот последний мальчик понял только, когда мы перешли на губы, но он долго занимался с логопедом. Т.е. в паре губы не меняют своего положения. Попробуйте, может это поможет. Я еще продолжу, это еще не все, у меня пришли с ребенком.


Дети - зеркало своей семьи
 
Бродникова_ЕленаДата: Вторник, 18.10.2011, 10:25 | Сообщение # 53
Генералиссимус
Группа: Praetor
Сообщений: 1593
Печеньки: 10
Статус: Offline
теперь можно попробовать акцентированно произносить А - ЙАААА, О - ЙООО
Это не совсем так, но для понимания дальнейшего ребенку важно понять, почему пары, почему звуков не 10 гласных, а только 6, так вы дойдете до Ы - ИИИИ вот, И не превращается в Ы никогда. Поэтому звуков и шесть А О У Ы Э И.
А теперь надо бы перейти к буквам, выкладываем гласные в два столбика в том же порядке, как это показывали на пальцах и прогоняем любую согласную. кроме шипящих. И тут видно, что Я Ё Ю И Е смягчают согласные, делают их маленькими. МА большая МЯ маленькая. Привяжите к этому образу. Поиграйте с разными складами.
И еще пары, БА - ПА, ЖА - ША, ЗА - СА... Вы говорите вслух, ребенок шепотом, без голоса. Потренируйтесь, и наоборот. Ребенок вслух, вы шепотом. Вот вам и пары. Видите, мы как бы все увязали и по горизонтали и по вертикали и перпендикулярно. Система.
Так ребенок уже никогда не забудет, что гласных в русском языке 10, я еще не видела детей, которые бы это забыли после одного такого упражнения, но видела кучу, учащихся в 2, 3, 4 классе и старше, которые вроде бы и учились не плохо, а сколько гласных не могли сказать и уж точно не могли их увязать в пары. что же я только не слышала. Пустота, бессистемность, непонимание самой сути и не важно, какая программа. в голове хаос. А его не должно быть.


Дети - зеркало своей семьи
 
LocriДата: Среда, 19.10.2011, 15:34 | Сообщение # 54
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 14
Печеньки: 0
Статус: Offline
Здравствуйте! тема опять возникла и у меня несколько вопросов наболевших. Моей дочери сейчас 4,1. весной мы активно буквами занимались, играли в цепочки из слов, придумывали слова на одну букву. в итоге все буквы знаем. но почему-то все игры со слогами и на составление слов у нас не идут. то есть как будто следующий этап (от буквы к слову) ей не интересен. зато она очень любит буквы писать-рисовать-раскрашивать. может написать свое имя + мама, папа. нашла на полке Букварь Лены Даниловой, может с удовольствием сидеть и обводить буквы пальцем. но на все мои попытки ввести что-то новое (со слогами или словами) страшно возмущается.
Что делать? просто подождать?
 
Бродникова_ЕленаДата: Среда, 19.10.2011, 20:18 | Сообщение # 55
Генералиссимус
Группа: Praetor
Сообщений: 1593
Печеньки: 10
Статус: Offline
буквы это не слова. буквы сами по себе.
Я, читая Вас, подумала, вот ребенок видит слова, но он ведь видит не слова, а буквы. Ребенку интересно, что же он видит? Он спрашивает, мама думает, что ребенок уже готов к ЧТЕНИЮ и начинает с ним заниматься. А готов ли к чтению? Чаще всего нет, он просто интересуется тем, что видит. а видит буквы, вот и интересуется буквами. Ребенок запоминает буквы, если хорошая память, то нет ничего в этом сложного - буквы запомнил быстро - задачу свою выполнил. Любопытство удовлетворил. Но что же делает мама, чего же она пристает, о чем это она говорит? Это озадачивает ребенка, а часто и сердит. вызывает отторжение - он хотел узнать буквы и он узнал буквы. Но причем здесь слова?

А готов ли ребенок к принятию чтения, видно как минимум из одной вещи - прозрачность/непрозрачность слова. чувствует ли ребенок слово. его звучащую оболочку? Спросите, какое слово больше: слон или муравей и вы поймете. Палка или палочка. Если слон больше, палка, то слово прозрачно. И ребенок к чтению еще не готов. И вам стоит позаниматься фонетикой, а игр достаточно


Дети - зеркало своей семьи
 
LocriДата: Четверг, 20.10.2011, 16:57 | Сообщение # 56
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 14
Печеньки: 0
Статус: Offline
о, да, спасибо! про фонетические игры я как-то подзабыла. попробую сегодня вечером "тест" со слоном и муравьем.
но вот я перечитала всю тему, выискивая игры, которые нам могли бы подойти (желательно, чтобы можно было в дороге игратть). и на первый взгляд, кажется, что звуки она слышит: детей из садика она периодически собирает в группы в зависимости от звучания (кто на какой звук), из сложных слов выделяет ту часть слова, которую она знает, поправляет меня, если я чье-то имя не так произношу (у нас в садике много сложных имен). одну нашу знакомую, у которой не раскатистое р, пыталась научить правильно говорить.
во многие игры из описанных выше мы уже играли, весной, когда я этим активно занималась. мне они кажутся уже пройденным этапом. остались "конфетки", я ждала, когда 4 года исполнится. теперь попробуем.
но вот еще, по поводу всяких книжек. когда мы приходим домой, она садится за стол - рисовать. наверно, за день устает? если вечером не порисовали, то, можно сказать, день прошел зря, тогда надо порисовать утром перед садиком. и еще очень любит заниматься по всяким книжкам с тестами (напр. Земцова, Петерсон), оттуда тоже больше всего любит обводить по пунктиру, квадратики и всякие узоры рисовать. т.е. дома предпочитает сидячие игры. либо свою игру режиссирует и всем раздает роли, там с чем-то новым не очень-то и пробьешься.
но при этом интерес к чтению проявляет (мне кажется). про многие слова спрашивает: это что за слово? или пытается из прочитанной фразы выделить слово: например: а где здесь написано "море"? а почему "е" не так написано? но такие вопросы возникают когда мы читаем перед сном, и здесь уже, конечно, не до обучения чтению. основная цель усыпить побыстрее.


Сообщение отредактировал Locri - Четверг, 20.10.2011, 16:58
 
Бродникова_ЕленаДата: Пятница, 21.10.2011, 09:08 | Сообщение # 57
Генералиссимус
Группа: Praetor
Сообщений: 1593
Печеньки: 10
Статус: Offline
Перед сном действительно не слишком много поучишь, но можно кратко, как бы между прочим.
фонетические игры, игры со словами, они полезны не просто на каком-то кратком этапе, к ним надо возвращаться периодически и постоянно усложняя.


Дети - зеркало своей семьи
 
  • Страница 4 из 4
  • «
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
Поиск:


Copyright © 2010 All Rights Reserved Brodnikova Elena